Кроме официальной России никто не заинтересован в... терактах

23 марта 2019, 20:32
О том, что России выгодны теракты Фридрих Энгельс писал еще в январе 1885 года

Российское правительство пускает в ход все средства, чтобы заключить с западноевропейскими государствами соглашения о выдаче российских революционеров-эмигрантов. Правительству важно прежде всего добиться такого соглашения с Англией. Всем известно, что официальная Россия не отступает ни перед какими средствами, если только они ведут к цели. Так вот, 13 января 1885 г. Бисмарк заключает с Россией соглашение, по которому каждый российский политический эмигрант должен быть выдан, как только России заблагорассудится предъявить ему обвинение как возможному цареубийце или динамитчику.

24 января утром в Лондоне публикуется прусско-российское соглашение. И 24 января в 2 часа пополудни на протяжении четверти часа в Лондоне происходят три динамитных взрыва, которые производят больше опустошений, чем все прежние взрывы, вместе взятые, и ранят по меньшей мере семь, а по другим сведениям, восемнадцать человек. Эти взрывы подоспели слишком уж кстати, чтобы не вызвать вопроса: кому они на пользу? Кто наиболее заинтересован в этих, в других отношениях бесцельных, ни против кого в частности не направленных устрашающих взрывах, жертвой которых пали не только нижние чины полиции и буржуа, но и рабочие, их жены и дети?

Те несколько ирландцев, которые доведены до отчаяния жестокостью английского правительства, особенно во время их тюремного заключения, и которых подозревают в том, что они подложили динамит? Или же русское правительство, которое не может добиться своей цели — соглашения о выдаче, — не оказав совершенно исключительного давления на английское правительство и английский народ, давления, которое могло бы привести общественное мнение Англии в состояние слепого бешенства против динамитчиков?

О том, что может сделать официальная Россия для устранения мешающих ей лиц при помощи яда, кинжала и т. п., достаточно примеров дает история Балканского полуострова за последние сто лет.

Российская дипломатия постоянно имеет в своем распоряжении всякого рода агентов, в том числе и таких, услугами которых пользуются для всяких подлостей и от которых затем отрекаются. У меня, следовательно, пока что нет оснований сомневаться в том, что лондонские взрывы 24 января 1885 г. дело рук России. Возможно, что динамит подложили ирландские руки, но более чем вероятно, что их направляли российская голова и российские деньги.

С тех пор как выяснилось, что кроме официальной России никто не заинтересован в успехе этих подвигов, вопрос идет только о том, кто из этих господ является невольным и кто добровольным, платным агентом российского царизма.

Напечатано в газете «Der Sozialdemokrat», № 5, 29 января 1885 г.