G-7 грозят расходы в 10 триллионов долларов, мир начал перевооружиться

9 апреля, 09:53
Новая эра глобального перевооружения набирает обороты, и она будет означать огромные расходы и ряд сложных решений для западных правительств

Несмотря на то, что в прошлом году мировые расходы на оборону достигли рекордных 2,2 триллиона долларов, страны Евросоюза только начали задумываться, чего потребует безопасность XXI века при наличии агрессивной России, наседающей на их восточные границы, нестабильного Ближнего Востока и растущей китайской армии, перетягивающей на себя внимание Вашингтона в Тихом океане.

Политические лидеры поздравляют себя с прогрессом в достижении целей НАТО, согласно которым члены альянса должны выделять на оборону 2% ВВП. Но чиновники, занимающиеся вопросами безопасности, говорят, что для выполнения планов альянса военные бюджеты, возможно, придется поднять до уровня расходов времен холодной войны — 4%.

Если США и их союзники по G7 достигнут такого уровня, это будет равносильно более чем 10 триллионам долларов дополнительных обязательств в течение следующего десятилетия, согласно расчетам Bloomberg Economics.

Жестокая реальность для США и их союзников заключается в том, что в случае оккупации Украины Россией им необходимо будет резко усилить оборону в Восточной Европе одновременно с созданием противовеса Китаю — в то время как Пекин наращивает сотрудничество с Москвой.

Председатель КНР Си Цзиньпин недвусмысленно заявляет о стремлении подчинить Тайвань, если потребуется, силой, и все чаще заявляет о территориальных претензиях Китая в других регионах Азиатско-Тихоокеанского региона.

▪Эти двойные угрозы заставляют западных лидеров — и их избирателей — решать проблемы, связанные с налогами, социальным обеспечением и государственными займами, которые назревали годами.

Анализ Bloomberg Economics показывает, что растущее бремя подготовки к войне создаст новую финансовую парадигму для большинства членов НАТО.

Даже простое соблюдение установленного альянсом минимума в 2% годового ВВП на военные расходы затормозит большую часть постпандемической консолидации долга ЕС. Достижение уровня в 4% заставит более слабые государства сделать болезненный выбор между еще более глубоким уровнем заимствований, значительным сокращением других частей бюджета или повышением налогов.

Франция, Италия и Испания особенно пострадают, если дополнительные расходы будут финансироваться через рынки облигаций, а государственный долг Рима к 2034 году вырастет до 179% от объема производства с 144% в этом году.

Даже США, которые уже выделяют на оборону 3,3% ВВП, при увеличении военного бюджета до 4% в течение следующего десятилетия увидят рост заимствований до 131% с 99%.

Хотя война в Украине и Израиле привлекли внимание к Европе и Ближнему Востоку, резкое увеличение военных бюджетов — явление глобальное. В 2024 году расходы на оборону Китая вырастут на 7,2 % — больше всего за последние пять лет. Малайзия возглавляет прогнозы ежегодного роста расходов 22 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличив их на 10,2%. За ней следуют Филиппины с ростом на 8,5%.

В США администрация президента Джо Байдена запросит увеличение на 1% для военного бюджета, который уже сейчас превосходит военный бюджет любой другой страны, но Мэтью Кройниг из Атлантического совета говорит, что его необходимо удвоить в процентном отношении к ВВП. «США сейчас находятся далеко не там, где нужно», — сказал он.

Как ремилитаризованный мир сможет примирить такие обязательства с ограниченными налоговыми поступлениями и все возрастающими потребностями в социальном обеспечении и здравоохранении, станет острым политическим вопросом в ближайшие годы.