С момента начала полномасштабного вторжения в Украину, которое произошло 24 февраля 2022 года, Россия так и не представила внятного объяснения, оправдывающего войну против независимого и суверенного государства Европы.
Пропагандистские заявления о «защите русскоязычного населения» или «демилитаризации» и «денацификации» Украины не выдерживают критики ни с точки зрения международного права, ни с позиции элементарной логики.
Все попытки найти «казус белли» (формальный повод для войны) в 2021–2022 годах, когда Россия развертывала крупные вооружённые силы у украинской границы и инсценировала обстрелы на Донбассе, оказались безрезультатными: Украина не дала повода для конфликта, не стала отвечать на провокации.
Если обратиться к истории, то можно найти любопытные параллели с прежними войнами, в которых Россия (или СССР как её правопреемник) стремилась представить себя «жертвой нападения», тогда как сама готовила войска, проводила масштабные мобилизации и фактически провоцировала военные столкновения. Рассмотрим некоторые крупные события в хронологическом порядке.
Наполеоновские войны и 1812 год
24 июня 1812 года французская армия во главе с императором Наполеоном перешла реку Неман, фактически начав военную кампанию против Российской империи.
Однако задолго до этого Россия начала накапливать войска у западных границ (фактически (которые нарушая условия Тильзитского мира 1807 года). Наполеон прекрасно понимал, что это далеко не случайность: ещё в 1805 и 1807 годах Россия уже дважды участвовала в коалиционных войнах против Франции, и было очевидно, что в 1811–1812 годах шла активная подготовка к третьей кампании.
Наполеон осознавал угрозу и несколько раз предлагал России заключить мирное соглашение, а также отвести войска от границы. Однако российская сторона отвергла его инициативы.
В апреле 1812 года Франция и Россия разорвали дипломатические отношения. Инициатором этого разрыва выступила российская сторона. Российский посол в Париже, князь Александр Куракин, запросил у французского правительства паспорта для своего отъезда, что фактически означало разрыв дипломатических отношений. Французский посол в Санкт-Петербурге, Жак Лористон, получил аналогичные инструкции и также запросил паспорта для возвращения во Францию. Эти действия обеих сторон привели к официальному прекращению дипломатических отношений между двумя державами в апреле 1812 года. Фактически после этого государства уже находились в состоянии войны, и переход Немана Наполеоном стал лишь формальной точкой невозврата.
Таким образом, образ «жертвы нападения», который позже был создан в российской историографии, не соответствует полной картине событий. Россия начала подготовку к войне задолго до того, как Наполеон атаковал, и разбил ее передовые части. Инициатором разрыва дипломатических отношений была Россия, и обострение отношений было вызвано подготовкой к агрессии с ее стороны.
Первая мировая война (1914–1918)
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии после ультиматума, который Сербия не приняла в полном объёме.
Ответом России стала всеобщая мобилизация, о которой было объявлено в конце июля 1914 года (по разным источникам, 29 июля). По мнению ряда историков, именно эта мобилизация запустила «цепную реакцию», став предлогом для Германии объявить войну России и Франции.
Любопытен тот факт, что Османская империя (Турция), напротив, сначала объявила о демобилизации, демонстрируя свое полное нежелание ввязываться в конфликт.
Начав всеобщую (а затем и полную) мобилизацию, Россия спровоцировала процесс, который в итоге привёл к глобальному конфликту.
Вторая мировая война и начало «Великой Отечественной войны» (1941–1945)
22 июня 1941 года бывшие союзники и партнеры по разделению Европы, вступили в так называемую Великую Отечественную войну. Официальная советская пропаганда многие десятилетия рассказывала про «вероломное» нападение Германии без объявления войны, что абсолютно не соответствует фактам. Германия объявила войну СССР по всем правилам.
Исследования архивных документов свидетельствуют, что к моменту вторжения немцев советские войска в западных округах были сконцентрированы в больших количествах, и у них был конкретный план по наступательным действиям на западном направлении. СССР готовился напасть на Европу.
Формально, конечно, Германия была агрессором, начав боевые действия первой. Но и руководство СССР действительно спровоцировало эту войну. После захвата и раздела Польши для Гитлера стало понятно, что Сталин использует его для всей черной работы. И теперь, когда вся Европа лежала под Германией, он собирался нанести «решающий удар». Освободив Европу от фашизма, он бы сделал ее частью СССР. Именно поэтому большая часть войск СССР была выдвинута к границе, а не находилась глубоко в тылу. Что неоспоримо свидетельствовало о подготовке к активным боевым действиям.
Попытки России спровоцировать Украину в 2021 году
Весной 2021 года начались масштабные передвижения российских войск к границам Украины под видом «учений». Также появились сообщения о концентрации тяжёлой техники, строительстве полевых лагерей.
Украина, согласно официальным источникам и заявлениям своего военного руководства, избегала зеркального наращивания сил и не выводила войска к границе, несмотря на явную угрозу.
Когда реакции со стороны Украины не последовало. С осени 2021 года российские СМИ всё чаще стали заявлять об «обострении на Донбассе», обвиняя украинские войска в обстрелах. Однако никто из независимых источников не подтверждал ни интенсивных обстрелов, ни какой-либо агрессии с украинской стороны.
Практически тогда же Россия начала пропагандистскую кампанию, демонстрируя «эвакуацию гражданского населения» из Донецка и Луганска. Но, как свидетельствуют многочисленные СМИ и разведданные, никаких реальных обстрелов со стороны Украины не было.
Логика этих действий указывает на стремление найти (или сымитировать) повод для вторжения. Тем не менее «казус белли» так и не состоялся, и в результате президент РФ Владимир Путин 24 февраля 2022 года объявил о «специальной военной операции», начав полномасштабную войну безо всякого реального повода.
Почему оправдания агрессии нет и быть не может?
Отсутствие юридической основы. Ни устав ООН, ни какие-либо другие международные документы не дают право вторжения в суверенное государство под предлогом «предупредить нападение» или «защитить русскоязычное население» в условиях, когда опасность просто надумана.
Недоказанные обвинения. Россия так и не смогла предъявить доказательства о готовящемся нападении Украины на Донбасс или на территорию РФ. Попытки выдать обстрел Донецка за «украинскую провокацию» не подтвердились независимыми наблюдателями.
Исторические параллели. В прошлых войнах Россия (или СССР) нередко формально оказывалась «жертвой нападения», но всегда имела крупные силы на границах задолго до боевых действий. В случае с Украиной все эти «учения» и скопление войск со стороны РФ шли ещё с 2021 года, то есть за многие месяцы до февраля 2022-го.
Стремление к ревизионизму и историческим манипуляциям. Российская пропаганда активно пытается переписать историю, изображая себя в роли освободителя или защитника, однако факты указывают, что агрессия исходит именно от неё. Население концлагеря «Россия», в силу многолетнего воздействия пропаганды, не осознаёт полноту исторических процессов и собственной ответственности за военные действия.
Заключение
Сопоставляя факты за последние 3 года: от 2021-го, когда начались попытки России спровоцировать Украину, до февраля 2022-го, когда началось полномасштабное вторжение, становится очевидно, что реальной причины для нападения не существовало. Более того, российское руководство, судя по всему, стремилось любым способом создать удобный информационно-пропагандистский «карт-бланш» на войну, однако убедительного повода так и не нашло.
Этот «дефицит оправдания» во многом связан со стремлением приукрасить или вовсе переписать собственную историю. Однако в эпоху открытой информации и множества независимых источников скрыть факты практически невозможно. Любые ссылки Москвы на «историческую справедливость» или «защиту русского мира» вступают в противоречие с простой истиной: Украина — независимое суверенное государство, а нападение на него и попытка оккупации его территорий противоречат всем базовым нормам международного права, гуманизма и здравого смысла.