Каждый, кому сегодня за 50, наверное, сможет ответить на вопрос, что он делал 21-го августа 1968 года.
Настолько сильное это было переживание, когда в тот день в Чехословакию вторглись полмиллиона солдат стран Варшавского договора.
На тот же вопрос о 21-м июне 1991 года, то есть о дне, когда были выведены последние советские солдаты, многие, пожалуй, уже так просто ответить не смогут.
Но это ничего не меняет в том, что это мгновение имело огромное историческое значение.
Пострадавшие
О глубине национальной травмы после оккупации говорит тот факт, что вывод советских войск и прекращение действия Варшавского договора стали одной из главных тем сразу после ноября 1989-го года.
Вацлаву Гавелу , Иржи Динстбиру, Любошу Добровскому, Михаилу Коцабу и другим уже в конце февраля 1990-го года удалось заставить застигнутых врасплох русских договориться о выводе войск в середине 1991-го года, в то время как венгры и поляки дали русским еще два года.
Этот успех относится к крупнейшим достижениям чешской внешней политики в современной истории.
Каждый, кому сегодня меньше 20, благодаря этим событиям принадлежит к поколению, которое родилось в суверенной и свободной стране.
Все остальные в той или иной степени получили травму от оккупации, и опыт их поколений составляет основу чешского видения 40 лет коммунизма.
Но степень травмы и само понимание оккупации сильно зависит от того, сколько лет было человеку 21-го августа 1968 года.
Разница в возрасте всего в несколько лет играла существенную роль.
В целом общепринятое представление об оккупации можно описать так: Чехословакия в конце 60-х годов попыталась первой в идеологически разделенном мире найти тот магический третий путь и сделать коммунистический режим более демократическим.
В этом ей помешал Советский Союз, когда в суверенное государство вошли армии стран Варшавского договора.
Итогом оккупации стало возвращение под надзором иностранной армии к режиму, который французский писатель Луи Арагон, придерживающийся левых взглядов, назвал Биафрой духа .
Другое поколение
Однако в 70-е годы в Чехословакии выросло поколение, которое во время Пражской весны еще не читало газет и в кино ходило, скорее, на сказки, а не на фильмы известной чешской волны кинематографистов.
Вторжение иностранных войск представители этого поколения потом помнили в лучшем случае как странные переживания детства, они вырастали уже в то время, когда советские солдаты были давно стянуты в их неприступные гетто, официальные СМИ об их существовании практически молчали, а слово оккупация исчезло из лексикона.
Поэтому свои чешские коммунисты для этого поколения стали, скорее, реальными представителями режима, а не фигурами, посаженными из Москвы.
Из такого восприятия действительности следовало, что Чехословакия на самом деле в течение всех 40 лет была оккупирована собственными коммунистами и августовское вторжение советских войск было просто логическим подтверждением данного состояния, а не нарушением суверенитета государства.
С таким положением каждый в силу своего характера либо смирился , либо противостоял ему.
Такая точка зрения поколения имеет свои последствия.
Если старшее поколение благодаря опыту Пражской весны и августу 68 воспринимало оккупацию как чрезвычайное положение, младшее поколение ее внутренне приняло как статус-кво.
Оккупация как нормальное состояние стала ключевым жизненным опытом, что является своего рода травмой.
И ее это поколение признавать не хочет, и в этом едва ли можно кого-то винить.
Но фактом остается то, что сегодня это поколение находится на пике сил и составляет большую часть политической элиты, включая большинство в чешском правительстве.
Спасибо за надежду
В 2008 году журнал Economist опубликовал о Чехии статью, в которой наследие оккупации приравнивалось к пропитанной нефтью земле, оставшейся после советских солдат в аэропорту в области Ралско:
Как ядовитые вещества остались в почве и воде, так и коммунизм оставил после себя ментальное и политическое наследие .
Автор имел в виду, прежде всего, коррупцию. Но в то же время он отметил, что, как благодаря очищению земли сохраняется более менее стабильное состояние среды и через какие-нибудь 20 лет, возможно, почва станет здоровой, так и у Чехии есть надежда.
Именно благодаря представителям поколения, которые Пражскую весну и август 68 восприняли как определяющее событие в жизни и в последующих 20 годах видели чрезвычайное положение, а не статус-кво, удалось использовать историческую возможность после ноября 1989-го года и избавить эту страну от советских солдат.
Это было совсем не так просто, как может показаться сегодня, и поэтому люди, которые способствовали выводу советских войск, заслуживают огромной благодарности.
Они создали условия для сегодняшнего молодого поколения, дали ему невероятный шанс: не пострадав от травмы, в будущем вести общество к уважению и свободе.
Использованная литература: источник