Опосредованная война России и Турции в Ливии накаляется

20 июня 2020, 13:58
С тех пор как мятежный ливийский командир Халифа Хафтар в начале этого месяца прекратил свою 14-месячную осаду столицы Триполи, международные сторонники ливийских группировок проявили бурную активность, стремясь закрепить свое влияние в самой богатой нефтью африканской стране.

Ливия рискует стать местом затяжной опосредованной войны, как Сирия, поскольку лоскутное одеяло держав выстроилось в ряд, чтобы поддержать признанное ООН правительство национального согласия (ГНА), базирующееся в Триполи, а другие поддержали Ливийскую национальную армию Хафтара, которая контролирует Восток. Как и в Сирии, Россия и Турция стали самыми влиятельными игроками, поддерживающими противоположные стороны конфликта. Турция превратилась в Создателя королей после того, как она вмешалась в январе, отправив войска и беспилотники в поддержку ГНА и позволив ей отбить силы Хафтара, которые были поддержаны российскими наемниками.

Агентство Reuters сообщило в понедельник, что Турция ведет переговоры с ГНА об использовании Военно-морских и военно-воздушных баз в североафриканской стране, хотя никаких окончательных договоренностей достигнуто не было. Эти базы дадут Анкаре рычаги влияния не только на европейские державы, но и на ее арабских противников, заявил в интервью Foreign Policy Галип Далай, сотрудник Академии Роберта Боша.

Вмешательство Турции в конфликт привело к расколу с ее союзником по НАТО Францией, которая поддерживала силы Хафтара. В среду министерство обороны Франции обвинило турецкий военно-морской флот в том, что он ведет себя “крайне агрессивно”, преследуя французский военный корабль в Восточном Средиземноморье, когда он пытался досмотреть грузовое судно, подозреваемое в перевозке оружия в Ливию в нарушение эмбарго ООН. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил в четверг, что блок расследует инцидент.

На этой неделе в Ливию прибыла высокопоставленная турецкая делегация в составе министра иностранных дел страны Мевлюта Чавушоглу, министра финансов и начальника разведки для переговоров о последних событиях в кризисной ситуации и соглашении о военном сотрудничестве, подписанном между двумя правительствами в ноябре прошлого года.

Тем временем Россия, поддержавшая Ливийскую национальную армию Хафтара на востоке страны, стремится еще больше увеличить свое военное присутствие в Ливии, заявила старший научный сотрудник вашингтонского Института ближневосточной политики Анна Борщевская. "Стратегически, если Россия имеет доступ в Сирию, но также и в Ливию, это дает им очень широкую платформу, потому что вы говорите о проверке южного фланга НАТО”, - сказала она.

Увеличение российского присутствия в стране также может привести к тому, что Москва получит больший контроль над потоками беженцев в Европу, что может быть использовано для дальнейшей дестабилизации Европейского Союза. В четверг командование США по Африке обнародовало новые доказательства того, что российские истребители летают в Ливии при поддержке государства российскими частными военными подрядчиками.

Министры иностранных дел и обороны России и Турции должны были отказаться от своих ливийских посредников и встретиться в воскресенье, но встреча была отменена, так как ГНА стремилась отбить стратегический прибрежный город Сирт у сил Хафтара. В понедельник министр иностранных дел Турции заявил, что Анкара полна решимости заключить долгосрочное соглашение о прекращении огня. Учитывая ставки и множество вовлеченных акторов, то, что произойдет дальше, будет больше похоже на управление конфликтами, чем на их разрешение, сказал Далай из Академии Роберта Босха.