Реакция Путина на украинское наступление: он преуменьшает его значение

13 августа, 09:57
Август на России уже давно стал синонимом потрясений и катастроф. В эти дни часто вспоминают два события — события в Дагестане 25 лет назад и затопление подводной лодки «Курск» год спустя.

Захотят ли россияне однажды вспомнить и о вторжении украинской армии на российскую территорию в Курской области? Значение этого события еще больше. Но два с половиной года полномасштабной войны с Украиной явно изменили восприятие. В публичной сфере, вдали от места действия, это событие не является проблемой.

Боевые действия, эвакуация десятков тысяч жителей приграничных районов и потеря контроля над более чем двумя десятками городов и сел разительно контрастируют с защитой суверенитета. Российский режим использует это для оправдания вторжения в Украину. В то время как пропагандисты на государственном телевидении, такие как Владимир Соловьев, говорили о «беспрецедентной эскалации», Кремль до сих пор держался в тени.

Лояльные комментаторы почти с отчаянием спрашивали, почему президент Путин не обращается к населению. Ведь он мог бы использовать ситуацию, чтобы встряхнуть общество и мобилизовать его на борьбу с врагом. В конце концов, именно тревожные кадры и сообщения из Курской области доходят до населения.

В понедельник днем Путин лишь во второй раз и впервые более подробно рассказал о событиях на встрече с губернаторами приграничных регионов и ответственными лицами в правительстве и органах безопасности. Он выглядел серьезным, ворчливым и беспокойным, но в то же время решительным. Самое главное сейчас — оттеснить украинские войска и обеспечить безопасность границы, сказал он.

Сдержанность Путина не является чем-то новым. Она повторяется практически при всех неожиданных событиях — будь то стихийные бедствия, аварии, теракты или даже, как летом прошлого года, восстание командира частной военной компании. Это всегда вызывает раздражение в обществе.

Но это не вредит репутации Путина и его поддержке среди населения. За последние два с половиной года значительная часть граждан России привыкла к войне против Украины.

Ощущение, что ход событий от тебя все равно не зависит — главная причина этого безразличия. Постоянное ужесточение репрессий с помощью новых законов и постановлений побуждает людей подчиняться, по крайней мере внешне. Парадоксально, но лояльные комментаторы сейчас жалуются на отсутствие инициативы среди народа, а также в армейских структурах.

Однако последние два десятилетия правления Путина стали уроком: независимая от Кремля активность не поощряется, а наказывается.

Ожидания некоторых западных и украинских комментаторов, что продвижение украинцев поставит Путина в неловкое положение перед народом, покажет людям тупик, в который президент завел Россию этим конфликтом, и ускорит мирные переговоры, были неубедительны с самого начала.

Среди тех, кто пострадал в приграничном регионе, особенно остро ощущается — и уже давно — горечь от того, что их страданиям уделяется мало внимания в других регионах страны. Государство бросает десятки тысяч людей на произвол судьбы. Однако их негодование обычно направлено не на Путина, а на местных чиновников и министерство обороны, чьи коррупционные скандалы и провалы осуждаются.