В Запорожье российские военнослужащие похитили более 400 человек

24 июля 2022, 01:14
«Российские военнослужащие продолжают похищать людей на оккупированных территориях Запорожской области. Тех, кого россияне забирают на 1-2 дня с целью получить деньги на выкуп, гораздо больше. Пока известно о 415 случаях похищений людей. В настоящее время более 170 человек находятся в заложниках», — заявил он.

«Российские военные сняли с меня на улице носки с подсолнухами, потому что это — символ Украины». Васильевка. Жизнь в оккупации.

«Я студент. Мне 21 год. Почти всю жизнь я прожил в уже родном для меня городе — Васильевке. Это маленький городок в Запорожской области, население всего около 12 тысяч человек. Все мои родные, друзья, вся жизнь — здесь. Но теперь, выходя на улицу, вместо знакомых лиц горожан и привычных пейзажей, я вижу лица российских военных и разбомбленные дома. Горожане выходят на улицу редко. Они боятся. Потому что город оккупирован», — рассказывает житель Васильевки Михаил (имя героя изменено).

Васильевка. Михаил специально для ASTRA.

Мы пытаемся записать это интервью с молодым человеком несколько дней подряд, но разговор постоянно прерывают звуки стрельбы.

«Мой главный план на будущее теперь — это выжить», — с добродушной иронией говорит Михаил, возобновляя разговор после очередной бомбежки.

Васильевка. Михаил специально для ASTRA.

«Жить, честно, очень страшно. Потому что ты не знаешь, что будет не то что на следующий день, а что будет через час. Постоянные прилеты, обстрелы, причём, со стороны русских запрещёнными снарядами. Они ходят здесь как у себя дома. Спокойно могут зайти в пустой дом, начать там жить, устроить там погром. Все что угодно могут: угрожать людям, пытать. Дошло уже до того, что они сняли на улице с меня носки! Носки с подсолнухами. Говорят, снимай, ибо они ассоциируются с Украиной. Домой я пошла уже без носков», — рассказывает ещё одна жительница Васильевки Оксана (имя героини изменено).

Васильевка. Михаил специально для ASTRA.

«Утром 24 февраля я зашёл в телеграм и не поверил: война. У меня до последнего была надежда, что до нас это не дойдет, что наши войска их отобьют. И вот вечером 24 числа мы пошли с мамой в магазин: уже был ажиотаж, люди все скупали, а рядом ехала украинская техника. Тогда я понял, что это не где-то там далеко, война здесь, рядом», — вспоминает Михаил.

«В Васильевке первые дни было спокойно, а с 27 февраля за городом уже было слышно взрывы. А на следующий день взрывы начались уже и в самом городе. Как я понял, они сначала не хотели заходить в Васильевку, а планировали двигаться сразу в Запорожье, но на трассе стояли наши военные. И тогда начались бои. Люди сидели по подвалам. Не было ни воды, ни света. Мы сидели в этом подвале и очень мёрзли, потому что он не приспособлен для жизни людей. На четвёртый день боёв примерно они начали продвигаться в город со стороны «Колхозки», так в народе называется район на окраине, где частный сектор.

Васильевка. Михаил специально для ASTRA.

Полная оккупация случилась примерно 10 марта. Мы хотели уехать — увидели объявление, что будет эвакуация в сопровождении «Красного креста». Я нашел номер на официальном сайте «Красного креста» позвонил, спросил. Так они сказали, мы ничего не проводим, эвакуации нет», — рассказывает Михаил.

Васильевка.

«Ужасное чувство, когда чужие люди с оружием хозяйничают в твоем городе. Нашей соседке 74 года. Мы видели, как в один из дней к ней подъехали на машине без номеров. Машина простояла более трёх часов. Я зашла к ней после этого, она лежала в углу, ее всю трясло. Она сказала, что зашли пять мужчин в гражданской одежде, перевернули весь дом вверх дном. Обыскали. Били ее по лицу, по ногам, сбрасывали со стула. Из-за того, что ее внуки служили в украинской армии. Ей угрожали, что если она не расскажет, где сейчас ее внуки, найдут и убьют всех ее родных и на ее глазах. Обещали вернуться через несколько дней, если она «не передумает», сказали, сожгут ее вместе с домом», — рассказывает Оксана.

Девушка добавляет, что на следующий день пенсионерку смогли вывезти из города и сейчас она находится в относительной безопасности. С женщины сняли побои, но обращаться в правоохранительные органы она планирует только после освобождения от оккупации.

Васильевка. Михаил специально для ASTRA.

«За 21 год, сколько я живу в Васильевке, ни разу я не встречал нацистов, и никто не притеснял меня за русский язык. Удивительно просто, у нас тут почти все общались на русском языке, пока не пришли оккупанты. Вот теперь да, одергиваешь себя, когда переходишь на русский. Я понимаю, что язык тут не причём, но после того, что они сделали с нами, говорить на их языке — не хочется», — делится мыслями Михаил.

Он рассказывает, что в этом году заканчивает колледж и не знает, сможет ли защитить диплом: в городе постоянно отключают связь и интернет, возможности учиться почти нет.

«Обидно, что все пишут про другие города в оккупации — Херсон, Мелитополь, а про Васильевку — тишина. Как будто нас нет. Но мы есть, и все это время мы живем, как на пороховой бочке. Больше всего теперь я мечтаю, чтобы мы освободили все украинские земли и отгородились от России, и жили дальше, развивались», — говорит Михаил.

Васильевка. Михаил специально для ASTRA.

«Когда военные РФ вошли в город, они сразу обосновались в ресторане «Чумацький стан», сейчас там их блокпост — это как раз на выезде из города. Я проезжал несколько раз через этот пост — проверяют татуировки, телефоны, переписки, фото. Если что-то не понравится, могут забрать телефон и не вернуть.

Ресторан, в котором сейчас блокпост военных РФ

«Оккупанты спокойно воруют у местных машины. Живут в домах людей — больше половины жителей города уехали и они заезжают в свободные дома и живут. Я лично на днях гулял и видел, как русские военные вышли из дома. Часто они просто бухают по городу. Никогда не знаешь, что им может стукнуть в голову. Гулять страшно, выходить не хочется, противно видеть их лица. Но я все равно выхожу, делаю фото и видео. Когда наступает темнота, мы уже не включаем в доме свет, никто не включает из жителей, потому что были случаи, когда стреляли в окна со светом.

Везде они свои флаги развесили, вводят рубли, паспорта русские собираются раздавать, листовки пропагандистские везде — о том, что виновата украинская армия во всем. Завезли русские продукты и лекарства, цены завышены. По 10 тысяч рублей выплаты всем дают — естественно, я считаю, это для того, чтобы люди свои паспортные данные оставляли и потом, если они не дай бог будут делать референдум — чтобы эти имена в референуме были. Мы, конечно, эти деньги брать не стали. Зачем нам это надо? Они любой ценой хотят получить паспортные данные жителей», — говорит Михаил.

Российские власти создали свои группы в социальных сетях Васильевки для распространения пропаганды

«Нашего настоящего мэра зовут — Сергей Калиман — он был в городе до последнего, уехал из Васильевки в конце апреля примерно.

Сергей Калиман, мэр Васильевки

«Новый мэр» у нас теперь — Наталья Романиченко. Никакого отношения к политике до этого она не имела, все ее знают как владелицу модельного агентства для детей и СТО. И вот когда русские пришли, многие видели, что они обслуживались у неё в автосервисе. А потом ее назначили «мэром». Мы все были в шоке. Для меня она теперь — предатель. Она родилась в Васильевке, когда я пошел в школу, она ее заканчивала. Мы не знаем, что с ней произошло. Мы не знаем, как это объяснить — это или деньги, или она всегда была на стороне РФ. Не знаю», — делится мнением Михаил.

Исполняющая обязанности главы оккупационной Васильевской администрации Запорожской области Наталья Романиченко в программе «Время покажет» на «Первом канале».

Среди жителей Васильевки есть своя версия о том, как ИО мэра стала Романиченко. Оксана утверждает, что о войне и приходе российских военных в городе знали ещё год назад и уже тогда готовили для этого почву. Сработала как всегда коррупция, говорит девушка. Местный депутат Юлия Яцик за деньги якобы назначила на эту должность Наталью Романиченко. Слова Оксаны подтверждает в своём заявлении и местный депутат Александр Могилевцев. 

UPD: Александр Могильцев вышел на связь и заявил, что представленный документ — фейк и он его не писал.

Заявление Могилевцева, оказавшееся в последствии фейком

«Я не знаю, как жить дальше. Я каждый день жду, что нас освободят украинские военные, я закончу колледж и смогу вернуться к нормальной жизни. Но день за днём это не происходит…», — говорит студент Михаил.

Васильевка. Михаил специально для ASTRA.