Мне противно, когда с равнодушным лицом говорят о какой-то скорби, приводят в пример своих убитых родственников, выглядишь дураком, что не можешь вместе с ними разделить их привычное равнодушие, расплакаться и поскорбеть.
Достало это еще с детства.
Mое детство ведь прошло в кругу еще молодых фронтовиков, и я помню, как этот день воспринимали они и как отмечали мы его тогда с ними месте.
Мы тогда в 60-е годы, считали праздник 1 мая более главным, а 9 мая уже вторым и это установилось естественным путем, помимо сознания.
Наверное, так получилось потому, что День Победы только начали отмечать с 1965 года и он еще не был привычным.
А вот Первомай был главным идеологическим. Это был специальный фестиваль пролетариата, к тому же весной. 1 мая, мне помнится, праздновалось два или три дня, а вот 9 мая - один день, и потому он выглядел полубудничным.
Для школьника Первомай был действительно праздник - три дня без школы, да еще в мае, когда первые листья прут, трава, одуванчики...
Одуванчики на утро растекались желтым ковром на южных склонах оврагов.
На официальную демонстрацию 1 мая мы несли, почему-то, полураспустившиеся березовые веточки с привязанными к ним шариками и маленькие флажочки с надписью Мир. Труд. Май и еще Миру мир .
Первомайские демонстрации были многочисленные, организованные колоннами от заводов, ведомств, школ и вузов.
Сходились к центральной точке, где отцы и именитые люди города несли какую-то скучную чушь с трибуны, а мы их все ждали, пока они исполнят эту нелепую традицию.
Все понимали, что надо и особенно не роптали.
Так, чуть-чуть, между собой.
Только усиленно пользовались туалетами, чтобы отлучиться из стоящей перед трибуной колонны в ближайший общественный туалет.
Но и они понимали и нас не слишком томили.
Более утомительным и более нелепым это уже стало потом, с годами.
После десятка коротких энергично-оптимистичных и однообразных проповедей был небольшой концерт местной самодеятельности, это было тоже не очень, но интерес был уже выше - все-таки там выступали и знакомые.
А затем начинался уже настоящий праздник - в сквер приезжали автолавки, раскрывались двери автофургонов, и там ящиками стояли спиртные напитки, конфеты, печенье, кильки в томате и, конечно же, плавленые сырки.
Народ мгновенно рассыпался из своих колонн и организованно трансформировался в очереди у автолавок.
Вокруг на траве расстилались либо покрывала, либо газеты и так получались импровизированные столы. Выпив, люди шарахались в гости от стола к столу , а из ближайших репродукторов звучала музыка.
Напивались сильно, но хулиганства особенно не было. Случались и драки, бывало и с тяжелым исходом, но это не было массовой практикой, скорее, отдельные случаи.
Называлась эта часть праздника - массовые гуляния.
Вот так проходил первомай.
Через несколько дней наступало 9-е мая.
По сравнению с первомаем этот день был менее помпезным и мероприятия более скромными.
Массовых гуляний уже не было.
В шестидесятых этот день открывал марш, который возглавлял духовой оркестр, за ним шли небольшие колонны, в составе которых были свои духовые оркестры и тоже разбитые по ведомственному признаку.
В их рядах было много тогда еще молодых ветеранов, многие были с наградами. Только я не помню ни одного ветерана, чтобы у него была вся грудь в орденах и медалях. Было по две-три награды, у кого-то вообще одна медалька, у кого-то и вовсе не было. Но отношение к тем наградам было уважительное. Каждая медаль обращала на себя внимание, они не затмевали друг друга, не терялись в нелепой нагрудной массе, как сейчас.
Самой уважаемой медалью была медаль За отвагу и ленточка стального цвета с синими краями от этой медали иногда выполняла роль символа Дня Победы на открытках и транспарантах, вместе с ленточками от орденов Красного Знамени и ордена Славы .
В последующие годы на открытках стала чаще появляться ленточка от медали За победу над Германией и ордена Славы , то есть та самая лента, которую сейчас называют георгиевской или колорадской.
Для нас, ребятни, было удивительным, например, что какой-то дядя Вася, инвалид на тележке, который в будние дни был часто полупьяным и выпрашивал у прохожих по пять-десять копеек у магазина, чтобы набрать на стакан, и которого мы дразнили, вдруг оказывался совсем другим человеком.
Все на той же тележке, но в парадном пиджаке, к которому прикреплены медали. Для нас было удивительным узнать, что, оказывается, он герой. Обычная воинская медаль, с залоснившимися и потертыми ленточками, была в наших глазах признаком доблести.
Нынешняя золотая звезда героя ни в какое сравнение не идет с той потертой медалькой. И дядя Вася отныне становился для нас другим человеком, которому мы, впоследствии, помогали и на стакан водки собрать и пьяного до дома докатить.
Праздник 9 мая был короче и менее содержательным, чем 1 мая.
Также колонны сходились к трибунам, уже значительно поредевшие, так как бывшие фронтовики не стремились попасть под те трибуны, где им официальный докладчик от райкома КПСС будет рассказывать свою фронтовую историю, как он сражался.
У каждого фронтовика были свои истории. Мы же, все остальные, выполняли эту повинность, в десятый раз слушая с трибуны историю профессионального рассказчика. Все эти официальные фронтовые истории мы уже знали, так как эти рассказчики к тому времени уже начали ходить по школам и все это нам там десятки раз рассказали.
Это тогда стало называться патриотическим воспитанием. Партия спохватилась и начала окучивать эту дату, формируя традиции и используя победу для возвеличивания своей великой роли .
Довольно быстро, уже после обеда все население растекалось по домам, и там уже сидели, разбившись на компании, у кого-либо на дому, на даче, в саду и т.д..
Эти первые праздники еще не были семейными, мужчины после официальной массовки собирались сами, мужской компанией.
Это был совсем другой формат и разительно отличался от официального, никто не скорбел и за сердце не хватался.
Они делились всякими историями, зачастую тут же выдуманными. Но частые лаконичные тосты за павших соблюдались и пили с некоей торжественностью, которая тут же заканчивалась кряком от выпитого залпом стакана и похрустыванием огурца, как поставленная точка, и истории начинались опять.
Кто-то рассказывал, как участвовал в крупной войсковой операции и обязательно упоминал, что видел Жукова или Рокосовского, кто-то рассказывал, как где-то водку нашли и ящик тушенки и пили и жрали рядом с передовой.
Кто-то рассказывал как входили и стояли гарнизонами в немецких городах, и рассказывали о тамошнем быте, но не немцев, а самих солдат.
В историях доминировали факты удали, бесшабашности, находчивости и т.д.
Вспоминали в основном последние год-два войны. Первые же годы, видимо, ушли на дно памяти, вытесненные более поздними событиями.
Часто в такие компании разбирали с собою по инвалиду-колясочнику, которые в будние дни постоянно присутствовали на рынках и возле входов в магазины. Это были не те инвалидные коляски, о которых может думать современный читатель. Таких колясок еще не было у нас.
Эти коляски были примитивно просты - доска, обитая брезентом, а то и просто обмотанная тряпками, с подложенной под него ватой и установленная на маленькие колесики или подшипники. Безногий инвалид усаживался на нее на колени (если колени были) и передвигался, отталкиваясь руками. В руках он держал два маленьких деревянных брусочка с ручками, наподобие утюгов, ими и отталкивался от земли. То есть это некое подобие нынешнего скейта, но в примитивной форме.
Было очень много вымыслов и бахвальств. На каждой улице можно было встретить за столом личного водителя Жукова с его эксклюзивными свидетельствами .
Если судить о количестве личных водителей только в нашем городке, то получалось, что Жукова возило несколько автопарков.
И вот, спустя несколько десятилетий я вижу надрывный пафос и скорбь на равнодушных лицах.
Уже нет тех ветеранов с двумя медальками, нет инвалидов с костылями или безногих на тележках.
Ничего этого нет, но выросла вдруг из ничего волна всеобщей скорби и памяти . Никто из этих, кто кричит о памяти, почти ничего не знает о том, что было.
Почти все те, кто кричит о своих убиенных родственниках и памяти о них, их давно не помнят, к ним ничего не чувствуют.
Они уже успели забыть похороненного пару лет назад собственного родителя, но утверждают, что свято помнят деда или прадеда, погибшего 70 лет назад.
Они и правды о войне не знают.
Какая-то всеобщая волна лицемерия и ханжества.
Это память , которая не возникла у них естественным образом, через почитание и уважение своих родных.
Это к ним пришло извне, из телевизора и от пропаганды. Это неестественное чувство и даже не чувство.
Это признак причастности, но не к ветеранам, а к чему-то иному, до конца не понятному для них действу общности или стадности.
Это уже давно никак не связано ни с ветеранами, ни с победой.
Это превратилось в некую протокольную скрепу, где власть использует стадо для организации пропаганды, спекулируя и прикрываясь памятью родственников, приобщая через это широкие слои населения к этой пропаганде.
Коварно, через трагедию прошлого, власть формирует у населения вкус к новой агрессии и ненависти.
Вы не скорбные родственники, а паства все тех же райкомов КПСС.
Это не память о войне, это подготовка войн новых и новых трагедий.
Использованная литература: источник