Black Iron как яркий пример провала проектов Зеленского

23 октября 2020, 12:32
​​На примере канадской компании Black Iron можно снимать сагу о сложностях инвестиционного климата в Украине и скоропостижности обещаний и гарантий, которые дают инвестиционные «няни» из властных кабинетов.

Уже 10 лет канадцы вместе с меняющимися партнёрами, пытаются начать разработку Шимановского железорудного месторождения в Кривом Роге – инвестпроект на $1,1 млрд. 

За $13 млн инвесторы купили у Виктора Пинчука кипрский офшор (сейчас называется Black Iron (Cyprus) Ltd.), который владел акциями ООО «Шимановское Стил» и ООО «Зеленовское Стил» лицензиями на разработку (до 1 ноября 2024 года и 1 ноября 2014 года). И на этом активность остановилась. 

До июня 2013 года акции компании в 10 раз упали в цене так как партнёр не был найден. Здесь произошла недолгая коллаборация с «Метинвестом», которая закончилась выходом с минусом: компания Рината Ахметова и Вадима Новинского купила за $20 млн 49% в BKI Cyprus, а в 2016 году опять продала канадцам всего за $5,6 млн.

В 2019 году Black Iron объявила о подписании необязывающего меморандума с «дочкой» компании Glencore о переговорах относительно вхождения в акционерный капитал на сумму $180 млн и заявила о возможности привлечения займов на $250-300 млн от европейских банков и экспортно-кредитных агентств.

Но ни рекордный рост цен на железную руду в мире в 2020 году, ни желание украинских властей показать привлечение иностранных инвестиций, ни визиты в Канаду президента Владимира Зеленского, ни выделение персональной инвест-няни (замглавы Офиса президента Игоря Жовквы) не сдвинули проект с места. 

И если Офис президента не объективно не может повлиять на волатильность на мировых рынках сырья, то решить проблему с землеотводами – прямая задача инвест-няни, но за 10 лет не сделано и этого.