Кому война, а кому... бизнес на крови

Нынче какого-то крупного помойного "военкора" спалили на сношениях с редакцией такого же крупного и помойного украинского канала. И люди удивляются: как, мол, так, вась-вась с врагом! Ох, сколько открытий чудных ждет еще публику, наивно убежденную, будто война - это когда две стороны непримиримо сражаются друг с другом.

На самом деле на войне бывает и совсем иначе. Проще всего это проиллюстрировать примером окопной войны Первой мировой. В какой-то момент выяснилось, что стороны месяцами сидящие друг напротив друга в траншеях вступают в своего рода симбиотические взаимовыгодные отношения. Выражалось это в том, что они начинали вести обстрелы по расписанию, просто в одно и то же время. В результате противник знал, когда начнется "стальной шторм" и не высовывался в это время. Но зачем так щадить противника? Все просто: пока немцы обстреливают французов по расписанию, французы делают так же. Win-win стратегия. А кто тут проигравший? Командование обеих сторон, которое в ужасе обнаруживает, что вместо непримиримого уничтожения противника, солдаты в пустую расходуют ценные боеприпасы. Аналогично работают другие "джентльменские практики", которые устанавливаются в ходе боевых действий: мы не стреляем в вашего солдата идущего за водой, а вы в нашего.

Этим примером политолог Аксельрод иллюстрировал свою знаменитую работу про "дилемму заключенного" (как люди преодолевают ее на практике). Тут еще можно уточнить, что никакой особой связи с противником у солдат в траншеях не было. Так что, такие практики рождались без прямой коммуникации, просто из понимания взаимной выгоды.

Можно это трактовать шире: война, хоть и выглядит как игра с нулевой суммой, на самом деле содержит в себе набор взаимовыгодных стратегий. Народная интуиция выразила это проще - поговоркой "кому война, а кому мать родна". Так первыми выигравшими в любом конфликте оказываются ястребы по обе стороны. Они выходят на первый план, получают власть, почет и бюджет. Поэтому они оказываются заинтересованы вовсе не в победе (при наступлении мира они ведь все это потеряют), а в вечном продолжении конфликта. Соображения выгоды делают ястребов по обе стороны союзниками друг другу, а их оппонентами оказываются... их же собственные общества. Аналогичным образом работает и медийный фронт. Есть СМИ, которые построили свой капитал на освещении войны - на ежедневных вбросах и набросах, нагнетании паники и истерии. Все это конвертируется в их известность, бюджет и рекламные заказы. Поэтому они оказываются естественными союзниками друг другу. И ничуть не удивительно, что у них начинается внутренний вась-вась.