Мне всегда очень нравиться читать различного рода тексты о том, как видят разные люди украинскую национальную идею, в каком свете, что они понимают под этим термином.
Ессе Бориса Херсонского : Еврей об украинской идее мне честно говоря сначала не понравилось, но вчитавшись я понял насколько же все в нашем мире банально и единообразно, как мы все мыслим одинаково, и в реальности то что изложил Борис Херсонский доказывает, что наша национальная идея одна из лучших в мире, даже если и кому-то она представляется глупой.
Вот собственно говоря эссе Бориса Херсонского, одесского поэта и психиатра:
Наткнулся на обсуждение того, что такое украинская идея. В смысле том, что в цивилизованных странах национальной идеи нет, а живут они хорошо. И в крайней неопределенности самой украинской идеи.
Это очень популярная точка зрения в Одессе, где есть идея, как бы сказать, одесская, и состоит она именно в том, чтобы жить хорошо, идеями не заморачиваться, говорить по-русски с утрированным одесским акцентом и уважать криминалитет.
Попробую на русском языке сказать, что думает украинский преимущественно русскоязычный поэт еврейского происхождения, или, проще говоря, еврей об украинской национальной идее.
Мне эта идея кажется вполне экзистенциальной: она состоит в том, чтобы мировое сообщество признало само существование нашей страны, ее границы, чтоб никто не посмел открыто говорить, что нет такой страны, а есть территория, что нет такого языка, а есть жаргон, диалект, что нет такой культуры, а если и есть, то это недокультура недочеловеков.
Украинцы готовы гибнуть за свое право существовать
Украинская идея включает в себя пассионарность - украинцы готовы гибнуть за свое право существовать. Потому что иначе они опять станут младшими хитроватыми братцами, фольклорными персонажами, забавными, иногда злобными... ну, понятно.
Украинская идея - зажить своим домом, не подвергаясь бесконечным разделам-переделам, недопустимому давлению сильных соседей.
Украинская идея - восстановление исторической справедливости и биографии страны, так, скажем, человек, потерявший документы, стремится их восстановить, а человек, потерявший память, старается вспомнить. Да, при таком восстановлении один миф может сменить другой. Но героический миф лучше позорного - так детям легче расти и взрослым легче работать для блага страны .
Интересно написано, живо, с небольшим упреком который как бы определяет нашу идею как наивную, но далеко не совершенную.
Вот. А теперь небольшой фокус, я кое-что поменяю в тексте, а вы после этого скажите, о какой национальной идее нам рассказывал Борис:
Попробую на русском языке сказать, что думает еврейский преимущественно русскоязычный поэт украинского происхождения, или, проще говоря, украинец об еврейской национальной идее.
Мне эта идея кажется вполне экзистенциальной: она состоит в том, чтобы мировое сообщество признало само существование нашей страны, ее границы, чтоб никто не посмел открыто говорить, что нет такой страны, а есть территория, что нет такого языка, а есть жаргон, диалект, что нет такой культуры, а если и есть, то это недокультура недочеловеков.
Евреи готовы гибнуть за свое право существовать
Еврейская идея включает в себя пассионарность - евреи готовы гибнуть за свое право существовать. Потому что иначе они опять станут младшими хитроватыми братцами, фольклорными персонажами, забавными, иногда злобными... ну, понятно.
Еврейская идея - зажить своим домом, не подвергаясь бесконечным разделам-переделам, недопустимому давлению сильных соседей.
Еврейская идея - восстановление исторической справедливости и биографии страны, так, скажем, человек, потерявший документы, стремится их восстановить, а человек, потерявший память, старается вспомнить. Да, при таком восстановлении один миф может сменить другой. Но героический миф лучше позорного - так детям легче расти и взрослым легче работать для блага страны .
Ну как? Что-то поменялось? Или нет? Или все то же самое, что лишний раз доказывает, что от перемены мест слагаемых Ничего не меняется!
Национальная идея апофеозом которой не будет завоевание мира - наивна по своей сути, но выдает в нации, ее носителе строителей, а не разрушителей, которыми всегда были и украинцы и евреи.
Мы разные, но мы одинаковые. Мы очень хорошо понимаем, что такое независимость, свобода, родной язык, наша история, наша культура.
Мы пронесли их через войну и голод, через горести и невзгоды. Мы прошли через сотни лет гонений и притеснений.
Мы люди и требуем уважения для себя, своей семьи и своей нации, и это нормально.
Использованная литература: источник