Слепая винницкая милиция - аферист Игорь Мизрах в бегах публикует интервью на своем блоге

5 декабря 2013, 11:53
Куда смотрит винницкая милиция, прокуратура? В карман! Так более трех лет находящийся в розыске известный аферист Игорь Мизрах спокойно живет в Киеве и публикует с собой интервью на своем блоге.

И мы его опубликуем, человек старался )))) Тем более он уже не аферист, а известный украинский политик, как он себя называет... Наверное в очень узких кругах известный как политик, а в народе как аферист и кидала.

Интервью с известным украинским политиком Игорем Мизрах.

- Игорь Аркадьевич, текст разработанного в Администрации Президента Закона Украины «О прокуратуре» сейчас находится на экспертизе в Венецианской комиссии. Насколько мне известно, новый законопроект кардинально меняет само назначение прокуратуры - предусматривает полную отмену общего надзора. В связи с этим будут сокращены полномочия прокуратуры, а значит, не избежать сокращений её структуры. Какие ещё изменения грядут? И какие выводы, на Ваш взгляд, может сделать Венецианская комиссия?

- Суть нового законопроекта в отношении изменения функций прокуратуры Вы уловили правильно. Действительно, предусматривается ликвидация 122 прокуратур, значительное сокращение полномочий у тех, которые останутся. Изменения не коснутся срока полномочий, порядка назначения и увольнения генпрокурора.

- Почему?

- Чтобы это изменить, нужны изменения в Конституции. Существующие конституционные ограничения могут подвергнуться критике со стороны экспертов. Мы ожидаем конструктивных предложений и замечаний европейских экспертов, на основе которых документ будет откорректирован. Надеемся, что Венецианская комиссия сделает свой вывод уже в сентябре. После доработки законопроект попадет в парламент. Инициатором законопроекта в данном случае выступит президент. Если в Верховной Раде документ сходу примут в первом чтении, то до конца октября его необходимо будет принять в целом с тем, чтобы можно было подписать уже в ноябре.

- Кто же принимал участие в разработке законопроекта? Специалисты Совета Европы имели к этому отношение?

- Нет. Они никогда не участвуют в разработке наших законопроектов. Мы постарались привлечь к работе над документом отечественных экспертов, хотя их у нас не так-то много. Работали как сторонники, так и противники готовящихся перемен в самой сути работы прокуратуры. Для нас было главное, чтобы среди оппонентов оказались настоящие интеллектуалы. И они нашлись, - ученые из Центра политико-правовых реформ. Мы пользовались трудами Александра Банчука и доктора юридических наук Николая Хавронюка. У них – критическое отношение к нашей работе, но они настроены конструктивно, мы внимательно изучаем и используем их выводы.

-А что же парламентская оппозиция?

- Вот от кого не слышно было конструктивных предложений, так это от неё!

- Всё же мнение Совета Европы учитывалось?

- Учитывались прежние выводы Венецианской комисии, которые она делала в отношении проектов, которые мы направляли раньше, а также её выводы по законам о прокуратуре других европейских стран. Практически по всем ключевым вопросам у нас уже есть мнение комиссии и даже обоснование, почему тот или иной подход хорош или плох. И, конечно, многое мы почерпнули из решений европейского суда по правам человека.

- С этого места, как говорят, поподробней…

- В решениях по делам "Злинсат против Болгарии" и "Василеску против Румынии» Евросуд постановил, что прокуратуру нельзя рассматривать как непредвзятый и объективный орган, который способен заменить суд. Процедуру судебного обжалования никак не заменит тот факт, что решения прокурора могут быть оспорены у вышестоящего прокурора. Из того, что было учтено нами ранее, могу назвать решения ЕС, на которых базируется закон об адвокатуре. Например, решение о том, что обыск у адвоката нельзя проводить без присутствия представителей органов адвокатского самоуправления.

- Как мы уже с Вами говорили выше, проект закона «О прокуратуре» отменяет общий надзор. А как это будет выглядеть на практике?

- В новом законе Вы не найдете ничего, что не будет связано с функциями прокуратуры в уголовном процессе или с представительством в суде. Прокурор не сможет выдавать ни предписаний, ни представлений, ни протестов. По сути раньше у прокурора была безграничная власть, он мог, например, остановить стройку, направив предписание руководителю строительной компании, или потребовать предоставить данные о том, как они занимаются бизнесом. А теперь такого не будет. Прокуратура не сможет предъявить какие-либо требования вне уголовного процесса ни к частному лицу, ни к кампании, если она негосударственная.

- А не поторопились ли в новом законопроекте? Ведь раньше прокуратура могла отменить любое решение органа местной власти как незаконное. А теперь как будет? У совета же нет вышестоящего органа, который мог бы отменить его решение…

- Но, согласитесь, ведь решение прокурора могло быть субъективным! В рамках нового законопроекта прокурор сможет обратиться в суд и доказать там необходимость отмены решения местного совета. А надзор он сможет осуществлять только в одном случае - над следственными действиями, если тот же совет злоупотребил властью или нарушил закон, что подпадает под действие Уголовного кодекса. И, кстати, о том, что такая функция прокуратуры нужна, никто в Европе не ставит под сомнение.

— Еще одним временным полномочием прокуратуры считается досудебное следствие. Оно останется?

- Следствия у прокуратуры не будет, хотя в Генеральной прокуратуре до сих пор есть главное следственное управление. Это связано с тем, что если в преступлении подозреваются сотрудники милиции или судьи, или госслужащие 1-3 категории, - установлена подследственность Государственного бюро расследований. Но пока не принят закон о деятельности такого бюро расследований, временно (я подчеркиваю!) эту функцию выполняет прокуратура. Нельзя пытаться проводить три-четыре реформы одновременно. Всё идет своим чередом. Так. Намси уже приняты Уголовно- процессуальный кодекс и закон об адвокатуре. С сейчас завершаем реформу прокуратуры. Следующим этапом будут законы об уголовных и административных проступках и о государственном бюро расследований. И эти все задачи мы должны решить в 2014 году!

- Какие ещё функции прокуратуры будут отменены?

- Ну, например, представительство в судах, которое существует в двух формах как представительство интересов гражданина и государства. Первая будет сужена до представительства интересов несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных. Малоимущим и другим категориям правовая помощь будет оказываться через систему бесплатной правовой помощи, которая начала уже действовать во многих регионах, но пока только для задержанных, которых подозревают в совершении преступления. А с 2014 года она должна действовать для всех граждан, которым нужна правовая помощь и которые не могут нанять себе адвоката. Эту норму закона предлагается вводить в действие раньше других норм закона "О прокуратуре". 
Функция представления интересов государства в судах также сокращается. Прокурор может обращаться в суд только в случае бездействия государственных или местных органов власти. 
- Уменьшение функций прокуратуры отразится на структуре её органов, которая будет сокращена.
- Да, в первую очередь будут расформированы все так называемые спецпрокуратуры – военные, экологические, транспортные, так как после ликвидации общего надзора и сокращения функции представительства государства в судах они теряют практически все свои функции и полномочия. Новая структура прокуратуры будет выглядеть так - местные прокуратуры (аналог районных), региональные (аналог Крымской республиканской, областных, Киевской и Севастопольской городских прокуратур) и Генеральная прокуратура. Это означает, что городские прокуратуры в областных центрах также ликвидируются. То есть принцип «чем больше, тем лучше» уже не будет доминировать.

- Можно спрогнозировать, что это повлечет за собой существенное сокращение штатов?

- Несмотря на то, что закон предписывает в переходных положениях провести оптимизацию структуры Генпрокуратуры, я бы не делал никаких прогнозов. Уверен, что генпрокурор найдет правильное и мудрое решение вопроса о том, как передислоцировать силы в рамках полномочий прокуратуры. Тут можно говорить о том, что количество перейдет в качество, так как прокурор не будет загружен какими-то ненужными функциями, а значит, сможет лучше сосредоточиться на практике уголовного процесса, то есть преступления будут раскрываться лучше.

- Вы сказали о том, сколько прокуратур будут ликвидированы, а куда подеваются их здания, материальная база?

- Думаю, государство найдет, как всем этим правильно распорядиться.

- Расскажите, пожалуйста, в какой последовательности закон будет вступать в силу?

- Что касается ликвидации прокуратур, то она начнется сразу же (на это отведено не более шести месяцев). За такое же время должны будут созданы органы самоуправления, квалификационные комиссии. После этого дается несколько месяцев, чтобы закон вступил в силу в полном объеме. Можно предположить, что этот процесс завершится во второй половине 2014 года. Общий надзор ликвидируется только после создания всех необходимых органов.

- В сфере борьбы с коррупцией произойдут изменения? Ведь на сегодняшний день в этом закон отводит генпрокурору координационную функцию.

- Такой она и остается, хотя, признаюсь, слышал критику по этому поводу со стороны экспертов. Но нам эта критика не совсем понятна. И мы намерены отстаивать свою позицию перед Венецианской комиссией. Мы не видим ничего зазорного в том, что генпрокурор будет организовывать координационные совещания по борьбе с коррупцией с другими правоохранительными органами с целью принятия единой практики, унификации проблем, сбора аналитики и так далее. Он — процессуальный руководитель, который не может выйти за рамки своих функций
Может, у кого-то создается впечатление, что мы хотим разрушить баланс в правоохранительных органах или сделать государство слабее в результате реформы прокуратуры, но он ошибается. Вынужден констатировать, что из всех правоохранительных органов меньше всего к работе в новой системе готовы органы внутренних дел. Я не хочу сказать, что прокуратура работает хорошо, но органы внутренних дел работают гораздо хуже. Так почему же прокуратура не должна выполнять функции координатора? Никакого другого государственного органа мы в этой роли не видим.

- Давайте более подробно поговорим о порядке назначения, отставки генпрокурора и сроке его полномочий…

- Я уже подчеркивал, что мы не можем поменять пятилетний срок полномочий генпрокурора законом о прокуратуре, потому что он записан в Конституции. Венецианская комиссия рекомендовала Украине увеличить срок полномочий генпрокурора, сделав его больше срока полномочий парламента. Поэтому президент, когда внес в парламент проект изменений в Конституцию в части реформы правосудия, предложил также изъять из основного закона слова о сроке полномочий генерального прокурора. После внесения этих изменений Верховная рада сможет сама выбрать срок его полномочий и зафиксировать его в законе о прокуратуре. 
Порядок назначения и отставки генпрокурора также не меняется, за исключением того, что предельный возраст увеличен с 65 лет до 70 лет. Мы исходим из того, что человек в этом возрасте зачастую активен и может принести пользу государству. То же касается и судей. Право на отставку у них будет и раньше, но если человек в 65 лет еще чувствует силы для работы и может использовать свою мудрость и опыт на пользу государства, то почему он должен увольняться?

- Удалось ли включить в закон все изменения, которые планировались изначально?

- Хотелось бы сделать больше, например, обеспечить полную независимость генпрокурора от всех политических органов. Следовало бы максимально затруднить процедуру увольнения генпрокурора. Конечно, нужно было бы убрать норму о том, что выражение ему недоверия простым большинством в парламенте влечет автоматическую отставку. Проблема в том, что все нормы гарантируются действующей Конституцией... А мы не можем подать в Раду закон, который противоречит Конституции.

- Но в будущем эти нормы можно будет поменять?

- Конечно! Не просто можно, а нужно будет поменять! То есть дальнейшая реформа системы прокуратуры уже будет на этапе внесения дальнейших изменений в Конституцию. Но ещё до этой конституционной реформы нам предстоит изменение закона "О прокуратуре». Потому что не ясно, если вдруг в совершении преступления будет подозреваться работник прокуратуры, кто должен будет осуществлять процессуальное руководство. По-нашему мнению, когда будет приниматься закон о Государственном бюро расследований. Нужно будет ввести институт спецпрокуроров, которые будут назначаться независимо от генпрокурора.

- Меняет ли новый закон кадровые полномочия генпрокурора?

- До последнего момента одним из ключевых спорных вопросов был доступ к профессии прокурора. В системе прокуратуры вводятся высшая и региональные квалификационно-дисциплинарные комиссии, подобные тем, что есть в системах адвокатуры и судоустройства. Смысл в том, что по новому законопроекту стать прокурором очень сложно. Процедура длительная, она включает анонимное тестирование. О том, как это будет работать, можно судить по опыту конкурса в системе судоустройства. До ее введения конкурс на звание судьи выигрывали, как правило, киевляне, или люди, близкие к элите — столичной или региональной, а сегодня ситуация поменялась едва ли не с точностью до наоборот.
То же самое будет в системе прокуратуры. Генпрокурор будет играть в системе доступа к профессии прокурора такую же церемониальную роль, какую сегодня выполняет президент в процедуре назначения судей.

- Немаловажный вопрос, как будут заполняться административные должности — глав региональных, местных прокуратур, их заместителей?

- Их будет назначать генпрокурор по представлению Совета прокуроров — органа, в который войдут 11 человек, избранных высшим органом прокурорского самоуправления — конференцией прокуроров.

- Мощным рычагом влияния на прокурора является его увольнение. От кого будет зависеть это решение?

- Мы ввели сложную процедуру увольнения прокурора с должности. Для этого необходимо решение квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров. Обратиться туда с жалобой на прокурора может любой гражданин. При этом у инициатора жалобы будет право присутствовать на заседании комиссии, задавать вопросы, прокурор может брать представителя себе в защиту. Не всем эта процедура нравится…

- Как Вы считаете, существует ли сегодня необходимость значительной кадровой ротации в органах прокуратуры, как в своё время было сделано в Грузии, где заменили большую часть сотрудников?

- Ну, где нам найти 200 тыс. милиционеров? Это утопия, что бы ни говорили некоторые оппозиционные деятели! Мы вводим новые стандарты и меняем ситуацию эволюционным путем.

-Что меняется в процедуре досудебного следствия и в уголовном процессе после принятия закона о прокуратуре?

-Усиливаются права адвоката. Он получает право бесплатного доступа к государственным базам данных, а госорганы обязаны отвечать на его запросы и предоставлять данные так же, как и при ответе на прокурорские запросы. Адвокаты могут беспрепятственно посещать государственные и местные органы власти. Теперь права прокурора и адвоката становятся симметричными. 
Кроме того, меняются правила признания доказательств недопустимыми. Любые сведения, добытые не в уголовном процессе, не будут приняты во внимание судом. Нельзя будет допрашивать человека в качестве свидетеля и переквалифицировать его в подозреваемого. Показания, полученные таким образом, также не могут быть учтены судом. Кстати, в последние два месяца в результате работы нового УПК суды вынесли десятки оправдательных приговоров, а число осужденных снизилось на тысячи. Причина в том, что следователи понимают теперь, что, если в суд передадут некачественно расследованное дело, будет оправдательный приговор, поэтому не спешат направлять дела в суд, если не хватает доказательной базы.

— Граждан интересует вопрос, будут ли сокращены прокурорские льготы, список которых был крайне широким в прошлом законе — от бесплатного проезда до 50% скидки на оплату услуг ЖКХ. Какая часть из них осталась в новом законе?

- Такого рода льготы мы убрали. К чему нам этот позор? Тем не менее, зарплата прокуроров должна быть увеличена, и на это государству придется направить значительные ресурсы, чтобы в прокуратуру шли интеллектуальные конкурентоспособные юристы.

- Вы оценивали, сколько средств будет дополнительно потрачено или, наоборот, сэкономлено в результате реформы?

- Точные цифры будут в пояснительной записке при подаче проекта в Раду. Нужно в разы увеличить финансирование бесплатной правовой помощи. Также в заключительных положениях закона о прокуратуре мы вносим изменения в закон о судоустройстве, где установим, что сотрудники аппаратов судов — помощники, секретари судебных заседаний — должны получать качественно другую зарплату. Сегодня зарплата в этом секторе — 1000-1500 грн, удержать там кого-либо невозможно. Но, в то же время, можно будет уменьшить финансирование за счет сокращения функции общего надзора и ликвидации спецпрокуратур.

PS. Ця стаття, дивним чином, зникла з тих інтернет-ресурсів, де була опублікована. Команда фігуранта даного матеріалу проводить іміджеву зачистку, вилучаючи усю негативну інформацію. Тому, редакція "Вінницьких новин" вважатиме цей матеріал власною редакційною статтею.