Нет, Швеция - это не чудо-модель борьбы коронавирусом

2 мая 2020, 11:06
Шведский подход к блокировке, безусловно, отличался от подхода других стран - от Франции и Италии до США и Китая.

Всемирная Организация Здравоохранения щедро хвалила страны за их борьбу с пандемией на протяжении всего ее существования. Китай, Сингапур и Ирландия получили похвалы за то, что они справились с кризисом коронавируса. Теперь, когда близится новый поворотный момент, когда распространение инфекции замедляется и драконовские меры по блокированию постепенно отменяются, ВОЗ продвигает шведский способ ведения дел. "Швеция представляет собой будущую модель... если мы хотим вернуться к обществу, в котором у нас нет блокировок”,-сказал Майк Райан из ВОЗ, хваля то, как шведам доверяют “саморегулирование".

Шведский подход к блокировке, безусловно, отличался от подхода других стран - от Франции и Италии до США и Китая. Большие общественные собрания запрещены, но рестораны, бары и школы остаются открытыми, и социальная дистанция поощряется, а не навязывается полицией. Доверие к общественности очень высоко, как и доверие общественности к стратегии. Шведы, похоже, довольны всеобщим вниманием. “Многие страны начинают приближаться к шведскому пути", - сказал главный эпидемиолог страны Андерс Тегнелл в интервью USA Today.

Но, как и многие другие истории о национальной исключительности в этом кризисе - Великобритания в какой-то момент была убеждена, что она может избежать строгих закрытий, рисуя их как ненаучные, прежде чем в конечном итоге сделать разворот, - эта история спорна и преждевременна.

Президент США Дональд Трамп, без сомнения раздраженный историями в американских СМИ, осыпающих похвалами шведов, написал в твиттере один очевидный ответ на этой неделе, отметив высокую цену, которую шведы должны были заплатить за гибель от Ковида-19. 2586 смертей в Швеции плохо соотносятся с 452 смертями в Дании и 207 смертями в Норвегии. Принимая во внимание численность населения, Швеция понесла больше смертей на миллион человек, чем США (хотя смертность не всегда учитывается одинаково).

Если посмотреть на смертность от всех причин — что, вероятно, лучше отражает реальный уровень смертности от коронавируса, - то Швеция с начала года столкнулась с “очень высокой” избыточной смертностью, согласно данным Европейского органа, контролирующего эти статистические данные. В Дании они были "низкими".

Контраргумент заключается в том, что Швеция приняла больше смертей в обмен на попытки быстрее добиться группового иммунитета и защитить свою экономику от длительного коллапса. Несколько крупных европейских стран с более жесткими блокировками понесли больше избыточных смертей и больший экономический ущерб, чем Швеция, будучи более агрессивными в отношении прекращения инфекций. Но они чувствовали, что у них нет другого способа облегчить свои переполненные больницы, а у Швеции такой проблемы нет.

Мы не знаем, через что могли бы пройти другие страны, если бы они следовали шведской модели — Франция считает, что ее собственная изоляция спасла 60 000 жизней. Мы также не знаем, сколько иммунитета было приобретено шведами. Официальное сообщение о том, что к 1 мая у трети населения Стокгольма появятся антитела к этому вирусу, было отозвано после ошибки.