Из неграмотного русского крестьянина аналог немецкой армии получиться не мог

26 октября, 21:41
Принято считать, что русская армия строилась по прусскому образцу, но был период преклонения и перед французской армией – правда, недолгий. Этот эпизод военной истории описан в «Научном диалоге», №7, 2024.

«Во многом это обусловливалось ориентацией российского Военного ведомства в тот период на французскую армию, считавшуюся с 1856 по 1870 годы самой сильной в Европе. В то же время победы прусского оружия в кампаниях 1864 и 1866 года не воспринимались именно как торжество собственно германской военной мысли и прусской армейской организации. В российской офицерской среде царили представления о том, что поражение Австрии в «Семинедельной войне» являлось результатом скорее технической отсталости её армии в области стрелкового вооружения и следствием грубых ошибок австрийского командования, нежели достоянием прусского военного мастерства.

Однако последовавшие события Франко-германской войны 1870-1871 годов полностью перевернули прежние воззрения российских офицеров о германской армии. Военный министр Д.А.Милютин в своих воспоминаниях указывал: «Даже прежние противники немцев начали восторгаться необыкновенным совершенством, до которого доведено военное устройство в Пруссии, и глубокими, дальновидными соображениями прусских военачальников в противоположность французской неурядице и легкомыслию».

Возникло представление о германской армии как об идеальной на тот момент военной организации в наиболее важных компонентах строительства сухопутных вооруженных сил, а именно: система комплектования на основе всеобщей воинской повинности, подготовка нижних чинов, унтер- и оберофицерского состава, уровень военно-технического оснащения и механизм высшего военного управления».

И почему позднее русская армия всё же не смогла полностью скопировать немецкий образец:

«В частности, высокие результаты германской военной подготовки были обусловлены собственно высоким уровнем образования среди германского населения. Так, доля безграмотных из новобранцев призыва 1874 года в Германии составляла всего 3,72%, в то время как в России - 79% от общего числа призванных в 1875 году в армию и на флот.

В свою очередь А.К.Пузыревский в своих последующих трудах (1889 год) справедливо утверждал, что «воспитание [солдата] находится в тесной зависимости от образования, ибо род занятий определяет склад понятий и характер отношений».

В общем, из неграмотного русского крестьянина аналог немецкой армии получиться не мог.