Как Венеция с Генуей разбиралась, чье Черное море. Босфорское сражение 13 февраля 1352 года

6 апреля 2021, 11:25
В первой половине XIV века Венеция и Генуя сцепились между собой насмерть за восточные торговые пути, выясняя, кому они будут принадлежать, а, следовательно, у кого будут деньги и власть над тогдашним миром.

Генуя вела активную колониальную экспансию, захватывая острова на пути на восток, строя на них крепости и укрепленные фактории. Для защиты колоний-факторий организовывались специальные компании-общества, называвшиеся маоны. Они существовали во всех важных для генуэзцев пунктах и приносили им деньги, деньги и еще раз деньги.

Напряжение между двумя торгово-морскими республиками нарастало всю первую половину XIV века. Генуэзцы нападали на венецианцев, те в ответ направляли в поход свои эскадры, которые порой просто блокировали Босфор, как это сделал Джустиниани в 1328 году, когда венецианцы сняли блокаду только из-за того, что возникла угроза глобальной войны между республиками по всему Средиземноморью. Впрочем, война началась, только позднее.

В 1343 году отряды золотоордынского хана Джанибека разгромили факторию венецианцев в Тане. Из города прогнали всех итальянцев. В результате без торговли остались обе республики, что привело к поискам союза Генуи и Венеции против татар. И вроде бы договорились. Но политика – такая интересная штука, особенно в исполнении венецианцев. Заключая военный союз с Генуей, Венеция параллельно за их спиной пыталась договориться с Джанибеком, чтобы торговать дальше. Ведь до разорения фактории в Тане, они могли там покупать специи дешевле, чем генуэзцы в своей Кафе. А теперь Венеция оказалась зависима от генуэзских факторий, что ей совсем не нравилось.

Потом грянула черная смерть, распространению которой по Европе во многом способствовали генуэзские и венецианские корабли. Эпидемия здорово выкосила Европу и на некоторое время всякая активность стихла. Но как только эпидемия пошла на убыль, те, кто выжили, опять отправились в походы, зарабатывать деньги. И соперничество Венеции и Генуи вспыхнуло по новой. К тому моменту было очевидно, что тот, кто контролирует Босфор, тот и победит.

Генуэзцы смогли воспользоваться борьбой в Византии и получили разрешение построить крепость в Галате. Эта крепость позволяла им расположить там флот, достаточный для того, чтобы заблокировать Босфор и собирать пошлину за проход в Черное море. Византийцев от пошлины оттеснили – генуэзцы получали около 200 тысяч золотых в год, а византийцы всего 30 тысяч. Конечно, византийцам такая тема совсем не понравилась и в начале 1349 года Иоанн Кантакузин начал войну с Генуей, пытаясь выдавить ее из Галаты. Но закончилось все разгромом венецианского флота 5 марта 1349 года.

Далее в 1350 году генуэзцы, пользуясь тем, что они владеют такой отличной крепостью, решают, что Черное море – это их личное озеро и закрывают венецианцам проход в него. Совсем. И начинают захватывать венецианские корабли.

В ответ Венеция объявляет войну Генуе и посылает к Босфору 35 галер, которыми командовал Марко Руццини. Около Негропонта тот замечает в гавани генуэзские галеры и захватывает большую часть из них. Но уцелевшие генуэзцы бегут, находят силы своего флота и уже объединенные силы Генуи громят венецианцев.

В Венеции понимают, что так ело может продолжаться очень долго и привлекают к борьбе с оборзевшей Генуей королевство Арагон, Пизу и византийцев. Собирается неплохой флот галер, которым реально попытаться нанести глобальное поражение оборзевшим торговым конкурентам.
1351 год прошел в увлекательных гонках флотилий по Средиземному, Адриатическому, Ионическому морю, нападениям на города, острова и корабли. Но все пути так или иначе вели к самому важному и узкому месту – Босфору. Там флоты и встретились 13 февраля 1352 года.

64 галеры генуэзца Паганино Дориа заняли оборонительную позицию около Галаты. Против него стояло примерно столько же кораблей объединенного венецианско-арагонско-византийского флота под командой Панкраццо Джустиниани. Кораблей было много, народа тоже, поэтому в дальнейшем разразившаяся битва станет одной из самых крупных за всю историю Средневековья.

К тому моменту, когда корабли встретились и смогли полюбоваться друг на друга, дело было вечером. Венецианцы разумно не хотели атаковать в условиях, которые были не совсем благоприятными. Но с ними были арагонцы, а у них гордости было до фига, и он пошли в атаку первыми. Венецианцам ничего не оставалось делать, как поддержать союзника. А византийцы просто решили, что хрен редьки не слаще и остались наблюдать, кто победит, так как хоть и были в союзе с Венецией, по делу не любили ни тех, ни других.

Несколько галер загорелись и бой, шедший недалеко от Константинополя, продолжался, даже когда стемнело, при свете горящих кораблей. Упоенно резавшимся арагонцам, венецианцам и генуэзцам не помешала даже буря. Но, в конце концов, союзники, которые еще и нападали на генуэзцев против ветра и течения, отступили. В битве было потеряно 14 венецианских и 10 арагонских галер, погиб венецианский командующий Джустиниани, а арагонский адмирал был ранен и скоро умер в Константинополе. Но и генуэзцы потеряли 16 кораблей, хоть и считали себя победителями.

После этого два флота долго крутились друг около друга аж до апреля, но нападать друг на друга не решались. После этого венецианцы и арагонцы ушли, а византийскому императору ничего не осталось как подписать с генуэзцами буквально кабальный договор, по которому в Черное море не пускали без генуэзского пропуска даже византийские корабли. В результате Генуя получила то, что хотела – Черное море только для себя.

Но триумф Генуи будет недолог. 29 августа 1352 года генуэзский флот у Лоиеры нарвется на больший по численности флот венецианцев и испанцев и будет разгромлен полностью, вырвутся только 9 кораблей. Генуя останется почти без флота, с моря ее заблокирует Венеция, а с суши владельцы Милана – Висконти. В результате Генуе придется признать власть Милана. Правда, ненадолго.