Как возвращение талибов сделало Афганистан хабом для джихадистов

27 марта, 09:03
С момента прихода к власти талибы вели кровавую кампанию по борьбе с ИГИЛ, но, по мнению аналитиков, джихадистская группировка значительно окрепла после ухода США и в последнее время активизировала свою международную деятельность.

Пакистанские талибы, идеологические союзники кабульских правителей и имеющие большое присутствие в стране, с 2021 года убили сотни людей в ходе непрекращающихся трансграничных атак в Афганистане. Аналитики считают, что другие исламистские группировки, от «Аль-Каиды» до Исламского движения Восточного Туркестана, также присутствуют на территории Афганистана.

Обеспокоенность растущей угрозой связанного с Афганистаном экстремистского насилия заставила главу Центрального командования США Майкла Куриллу незадолго до событий в Москве предупредить, что «риск атак, исходящих из Афганистана, возрастает», особо выделив группировку «Исламское государство Хорасан».

«В настоящее время ИГИЛ-Х является самой большой исламистской [террористической] угрозой в Германии», — заявила министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер. Немецкая полиция за последние 18 месяцев сорвала несколько заговоров, связанных с ИГИЛ-Х.

В то время как президент Владимир Путин пытался обвинить Украину в нападении на прошлой неделе, московский суд установил, что все четверо главных подозреваемых являются таджиками, которые составляют значительную часть членов «Исламского госдарства Хорасан».

▪Хотя никаких доказательств прямой связи заговорщиков с Афганистаном нет, аналитики говорят, что это последний признак того, что региональные джихадистские группировки стали более влиятельными после прихода к власти талибов.

«Когда американцы ушли в 2021 году, в Афганистане не было регионального консенсуса по вопросам безопасности… В результате у всех этих террористических групп появилось большое пространство для маневра», — говорит научный сотрудник исследовательского фонда Observer Research Foundation Кабир Танеджа.

В то время как талибы пытаются приструнить «Исламское государство Хорасан», они проявляют большую терпимость к другим группам боевиков. В 2022 году США выследили и убили лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири в центре Кабула, что подтвердило подозрения Запада, что талибы его укрывают. Именно в этот момент Байден заявил, что Афганистану не позволят стать убежищем для джихадистов, несмотря на отсутствие американских военных на территории страны.

Аналитики сомневаются, что талибы способны пресечь деятельность джихадистов, даже если бы захотели. «США не смогли по-настоящему сдержать Талибан и повстанцев со всем их оружием и партнерами по коалиции… Трудно представить, как талибы смогут обеспечить безопасность страны и гарантировать, что боевики не будут действовать», — говорит доцент Университета Клемсона в Южной Каролине Амира Джадун.

ИГИЛ-Х начала действовать в Афганистане и Пакистане в 2015 году, привлекая тысячи бойцов, которые считали, что «Талибан» недостаточно жесткий. В 2022 году США объявили награду в $10 млн за информацию о лидере группировки Санаулле Гафари, причастном к нападению на аэропорт Кабула. 29-летний боевик, также известный как Шахаб аль-Мухаджир, предположительно скрывается в приграничных районах Афганистана и Пакистана.

Репрессии «Талибана» позволили сократить количество нападений внутри страны, и в то же время они сделали «Исламское государство Хорасан» более зависимым от международных сетей и сторонников для организации своих действий, считает аналитик Международной кризисной группы Джером Древон.

Это включает в себя операции в Европе, организованные или вдохновленные ИГИЛ-Х. После того, как на прошлой неделе немецкая полиция арестовала двух человек, которые, по их словам, планировали нападение на парламент Швеции, представитель министерства внутренних дел заявил, что объединенный антитеррористический центр правительства теперь оценивает «Исламское государство Хорасан» как «самый агрессивный» из всех филиалов ИГИЛ.