Ходорковский говорит, что тема Крыма не является главной в российском политическом дискурсе и что в условиях, когда большинство нации поддерживает его аннексию, выдвигать идею его возврата Украине - малопродуктивно и будет, фактически, политическим самоубийством.
Муждадаев же говорит, что демокартия - это власть закона. И правовое государство нельзя построить, попирая его элементарные нормы. Не осудив действия Путина в отношении Крыма, вы, Ходорковский, фактически солидаризировались с ним и, таким образом, вычеркнули себя из числа демократов.
Я считаю, что эта дискуссия принципиальна. Причем безотносительно конкретно Крыма. Вместо Крыма можно поставить другие сюжеты - суть дискуссии не поменяется. А суть такова: возможны ли в политике компромиссы, отступление от принципов и подыгрывание массам в их заблуждениях?
Я не хочу отмалчиваться по этому вопросу. Он важен и тут не должно быть недоговорок. Мое мнение: конечно же компромиссы не только возможны, но и необходимы. Все более-менее успешные политики на них шли. Отрицать компромиссы - глупо и недальновидно.
Но в данном конкретном случае, я считаю, что речь идет не только и не столько о компромиссе, сколько о целях движения к свободе. Чего мы хотим? Прокукарекать свои принципы, а там хоть трава не расти или все-таки добиться трансформации нынешнего российского режима, который представляет опасность для всего человечества?
Вот все говорят, что государственные медиа сводят россиян с ума. Последняя социология фиксирует глубокое убеждение большинства россиян в том, что НАТО хочет на них напасть, отобрать их т.н. "богатства", их всех поработить и т.д.
Ради противостояния с Западом росияне готовы терпеть воровской режим, снижение доходов, крах здравоохранения и образования и много чего еще. Их ощущение "осажденной крепости" имеет все признаки мании преследования. А неадекватное восприятие себя в окружающем мире - все признаки мании величия.
Продолжим эту аналогию: представьте себе, что маньяк захватил в заложники вашу семью. Аналогия тем более верна, что Муждабаев, в частности, говорит о своем народе - крымских татарах, которые фактически находятся в плену у Путина.
Маньяк кричит: "Я Наполеон! Вы все мне завидуете! Вы все меня ненавидите! Вы хотите отобрать мои сокровища! Я просто так не дамся! Я их всех зарежу и себя убью! И вас всех порежу - до кого дотянусь! Не трогайте меня! Вы все - жалкие, ничтожные люди!"
Стратегия Ходорковского: "Да, конечно, ты - великий и всемогущий. Все тебе завидуют. Ты только не нервничай, все в порядке. Ну, кто на тебя нападет? Ты сам подумай? Ты такой сильный! Никто не хочет связываться с тобой! Ты все битвы выиграл! Ты же Наполеон! Положи бритву на место, Сейчас мы чайку попьем, поговорим по душам, а ребеночка - отпусти, ок?"
Стратегия Муждабаева: "Хватит ему врать! Уже надоело слушать! Скажите же ему правду: он бомж с Ленинградского вокзала! Весь в коросте и вшах. И пусть немедленно положит бритву и отдаст ребенка. И вообще - всех отпустит немедленно! И нечего с ним цацкаться!"
Ну, и у кого из этих двоих больше шансов спасти семью? У Ходорковского или у Муждабаева?
П.С. А демократия - это не власть закона. Демократия - это власть народа. Возможно, что и к сожалению. Но такова она - демократия.
Использованная литература: источник