О царе и народе

20 апреля 2017, 17:40
«слушай, ты посмотри, им, кроме царя, никто не нужен»

Чтобы не забыть: «слушай, ты посмотри, им, кроме царя, никто не нужен» (В.Путин в пересказе его бывшего близкого приятеля, бизнесмена Сергея Пугачева). После прихода к власти, свидетельствует Пугачев, у Путина такого настроения не было, к роли царя он себя не примерял, но со временем понял (высказывание Пугачев относит примерно к 2006 году), что страна ждет от него именно этого, а вовсе не демократии. Поехал как-то со Шредером к какому-то храму, там толпа собралась в несколько десятков тысяч человек, ее разгоняли дубинками, что само по себе Путина не удивило, а удивило то, что «их там лупят, а они мне руки целуют». Так, мол, и шел он к пониманию чаяний народных и, как прагматик, старался им соответствовать.

Не знаю, как оно на самом деле было, у Явлинского, например, свидетельства другие – о том, что скептическое отношение к «свободе и демократии» Путин высказывал гораздо раньше. Но я это все не ради того, чтобы возбудить интерес к политической биографии действующего президента. Я к тому, что тема «власть и народ» остается для России главной и в обозримом будущем останется таковой, кто бы ею ни правил.

Вспоминаю, что Ельцина его помощники тоже уподобляли царю. А про Путина вспоминаю, как он первым из мировых лидеров позвонил Бушу после трагедии 11 сентября 2001-го, как во время переписи населения публично предъявлял себя по роду занятий «наемным менеджером», как на выборы 2004 года шел со сверхлиберальной платформой. Вспоминаю также, что Ельцину образ царя рейтинг не поднял, а Путину образ «наемного менеджера» не опустил. Да и не приклеивались к ним эти образы – восприятие того и другого определялось чем-то совсем другим.

Последние три политических десятилетия, начиная с Горбачева, предоставили в наше распоряжение огромный материал, позволяющей судить о природе российской власти и ее соотнесенности с природой российского общества в современных этих природ проявлениях, но пока очень слабо осмысленный. О чем и подумал, слушая по радио «Свобода» интервью с Сергеем Пугачевым – когда-то близким приятелем российского президента, а теперь предъявившем ему (точнее, возглавляемой им стране) многомиллиардный иск в международном суде.