Джеймс Биллингтон, бывший глава Библиотеки Конгресса поставил интереснеший диагноз России в своей книге "Икона и топор".
К чему пришел автор?
В шаблонности, скудности и постоянном заимствовании русской мысли.
Штампы мысления "русских" точно такие же как были на момент зарождения Московской империи в середине XV века.
Вот главные из них:
1⃣ Вера в богоизбранность русских.
Только "русские" являются единственными носителями правильной версии христианства. Акцент делается на особости, значимости и исключительности - ширме за которой прячется вечная отсталость и недоразвитость.
Москва и ее колонии, в смысле Россия всегда оставалась глубоко отсталой страной.
2⃣ АнтиРим, и Антизападничество.
Противопоставление себя от Западу оправдывало ущербность и с отсталость Москвы. А извечное невежество всегда заканчивалось отчаянным желанием научить Запад, жить как надо - как на России.
Что особенно смешно, Москва видела в себе силы и возможность возглавить возрождение западной, европейской цивилизации, которую презирала и ненавидела.
3⃣ Пародирование Запада.
Подражание и заимствования у Запада не ограничиваются технической составляющей. Москва пыталась стать военной копией Запада. Слово "наука" появилось впервые в военном руководстве 1647 года и являлось синонимом "военной сноровки".
Вся научная революция на России проходила в военной области.
Культура, искусство также были объектами подражания и заимствования, но с неизменным тюремным колоритом и цензурой.
4⃣ Другой особый путь.
Запад является антиподом для Москвы. Относительно Запада Москва определяет себя как идущая в другую (правильную) сторону. Мало того что там эту глупость приняли как "национальную идею, они не оставляют попытки доказать Западу, что он в своем развитии идет куда-то не туда, и только Москва знает "правильный" путь и он точно в другую сторону.
5⃣Консерватизм.
Москва называет себя защитницей всех самых отсталых традиций и консервативных ценностей, от которых давно отказался Запад.
Идея доказывать правоту древностью аргументов не нова, но нелепа и антиинтеллектуальна по сути. Что на самом деле позволяет почитать невежество как скрепу.
6⃣ Ожидание перемен и одновременно страх перемен.
Неустойчивое чередование предвкушения и страха, ликования и уныния, ожидание и боязнь перемен - типичная модель мысли на России.
Желание приблизить день Страшного Суда и страх перед ним - это нормально для "русских".
Вера в грядущий золотой век, Рай на Земле или Коммунизм ради которого надо еще немного потерпеть - из той же серии.
Утопическая утопия.
7⃣Бинарность мировоззрения.
Уровень примитивизма не позволяет "русским" понять, что не получится заимствовать лишь результат, забыв об институте этот результат родивший.
Так "русские" стремились перенять французский опыт отвергнув сопутствующий ему критический, протестный дух.
8⃣Отсутствие дорожной карты, позитивной повестки.
Четкая политическая программа реформ отсутствовала на России со дня рождения.
Преобладал либо анархизм, либо революционные установки - все отнять и поделить.
9⃣Антирационализм.
Невежество, и мракобесие как символ глубокой христианской духовности, почитание дураков и юродивых, вера в чудеса и колдовство, склонность к страстям и пророчествам, нежели к разуму и дисциплине - всегда были свойствены Москве.
Россия всегда была могущественной религиозной сектой, которой роковым образом не хватало критического мышления или четкого разделения властей.
Светская наука в Москве была чуждой, зато алхимики, астрологи и оккультные теософы всегда были востребованы.
Антирационализм получил в Москве специальные привилегии, поскольку рационализм отождествлялся с революцией.
🔟 Роль старшинства и авторитета.
Где нужно было сказать «Я знаю», говорили — «Я помню». Любые наставления, описи и государевы наказы в приказах были известны всем как «памяти»; эпические сказания записывались «для того, чтобы старики слушали и молодые запоминали».
Древняя мудрость невежественных юродивых всегда противопоставлялась науке Запада.