О российских оккупантах и сирийских ополченцах

18 июля 2016, 15:18
Можно ли проводить аналогии в борьбе Украины с боевиками ДНР и борьбой режима Б.Асада с вооруженной сирийской оппозицией?

Недавно популярный российский блогер и оппозиционер Ирек Муртазин заявил, что по его мнению, российские ВКС имеют полное моральное право уничтожать воюющих против Башара Асада сирийских ополченцев по той же причине, что и в Украине в ходе АТО уничтожают боевиков ДНР-ЛНР.

Правильно ли это? Можно ли проводить аналогии в борьбе Украины с боевиками ДНР и борьбой режима Б.Асада с вооруженной сирийской оппозицией?

По всей видимости, в данном случае мы имеем демагогический прием, рассчитанный на доверчивую и неподготовленную в информационном плане аудиторию.
Попробуем разобраться в природе обозначенных конфликтов.

Что мы имеем в Украине?

  1. Украина - демократическое государство, со сменяемой и законно избранной властью, которое стремится в ЕС;
  2. На территории Украины нет гонений на свободу совести, исповедуются любые религии и в частности, до сих пор действует УПЦ МП, несмотря на свое несогласие со многими аспектами госуд. политики;
  3. Конфликт на Юго-Востоке Украины - это фактически борьба с вооруженной интервенцией и экспансией соседнего государства. Вооруженные формирования ДНР получают подпитку извне и используются с целью дестабилизации ситуации в Украине;
  4. Украинская власть открыта к диалогу с международным сообществом, выполняет взятые на себя обязательства, в т.ч. и согласно Минским соглашениям (федерализация и т.п.), допускает европейских наблюдателей в зону конфликта.

Что мы имеем в Сирии?

  1. В Сирии уже много лет правит клан Асад - фактически хунта, самая настоящая, в прямом, а не пропагандистском понимании этого слова. Со всеми вытекающими последствиями (подавлением инакомыслия, цензурой в СМИ, правильными голосованиями на выборах) и прочими явлениями. Соответственно бороться за свои права в стране с подобным режимом мирными, ненасильственными способами не эффективно;
  2. В Сирии имеет место межрелигиозный конфликт. Клан Асад исповедует алавизм - одно из течений шиитской ветви мусульманства. А жители восставших регионов - мусульманство суннитского толка. И если посмотреть на силы, задействованные в конфликте, то сразу заметно, что Асада поддерживают шиитские группировки - Хезболла , Шабиха , иранские отпускники. А повстанческая группировка ССА (Сирийская Свободная Армия) была создана офицерами Асада, не желающими принимать участие в карательных операциях против своих единоверцев;
  3. Конечно можно сказать, что повстанческое движение в Сирии может получать поддержку извне. В частности, от сочувствующих единоверцам государств - Турция, ОАЭ, Сауд. Аравия. Но для многих денежный фактор не является основопологающим. Например, многие выходцы из стран СНГ и Европы едут в Сирию исключительно по идейным соображениям. И проблем с укомплектованностью у сирийских ополченцев нет, как и нет потребности в отпускниках из Аравии или Турции;
  4. По данным международных организаций, в ходе борьбы с повстанцами армия Асада неоднократно наносила удары по жилым кварталам, больницам, городским базарам, лагерям беженцев. Опубликовано множество документов, размещено множество видеодоказательств. Также Асад наотрез отказывается от полноценного диалога с повстанцами и выступает категорически против федерализации Сирии. Например - предоставить автономию курдам, которые сейчас воюют против ИГ. Или заключить перемирие с Народной республикой Алеппо ( если так можно назвать подконтрольную договороспособным ополченцам территорию Сирии ). Он руководствуется принципом белого генерала времен гражданской войны - Единая и неделимая Сирия . Как ни странно, но Москва его за это не только не критикует, но всячески потворствует его безобразиям.

Так что, как видим, ситуация в Украине и Сирии конечно во многом отличается. И природа конфликтов, поведение властей в отношении своих противников, возможности для самореализации у граждан государств также различны.

И что общего между украинцами и сирийцами - так это то, что они вместе стали жертвами российской агрессии.
Правда, в одном случае, Москва поддерживает выгодных ей боевиков ДНР против законной украинской власти, а в другом - поддерживает дружественный ей режим в борьбе c восставшими против произвола режима сирийскими повстанцами.