Эрдоган и халкбанкстер

11 августа 2020, 07:36
Вокруг концессионера Резы Зарраба переплелись сразу несколько дел: американское — об обходе санкций против Ирана; а также турецкое — о взятках вокруг государственного Халкбанка, где иранские деньги (>$12 млрд) и полоскались.

Такие суммы порождали грандиозную коррупцию. В декабре 2013 (описанный в предыдущей части схематоз с золотом для Ирана к тому моменту полгода как остановился, уже было можно) по делу Халкбанка арестовали 47 человек, включая сына министра внутренних дел, сына министра экономики, сына министра общественных работ и жилищного строительства; статьи УК вменялись самые пошлые: взятки, контрабанда (золота), отмывание денег.

Всплыли имена сыновей Эрдогана — Билала и Бурака, какие-то уж совсем мутные связи с представителями «Аль-Каиды» из Саудовской Аравии (вы таки понимаете, золото, переправлявшееся из Турции через арабские страны, участвовало не только в оплате поставок иранской нефти для Индии, но и в целом ряде очень увлекательных схем), по интернетикам блуждала аудиозапись, где голос, похожий на Эрдогана, обсуждал с собеседником, чей голос походил на его сына, судьбу неких десятков миллионов долларов из чёрной кассы в связи с Халк-гейтом.

Прокуроры по делу сменялись, назначались и вновь (иногда на следующий же день после ознакомления с делом) отстранялись. 23 декабря 2013 года офицер полиции из отдела по борьбе с контрабандой и ОПГ Хакан Юксегдагь был найден мёртвым в своей машине (офверсия: самоубийство); 24 декабря покончил с собой другой высокопоставленный полицейский — Абди Алтынок.

Через месяц по Халк-делу из органов были вычищены 350 следователей. Как раз в тот момент начался очередной раунд противостояния Эрдогана и американского беглеца Фетхуллаха Гюлена (см. также связи Зарраба с США и демократами); было ли дело Халкбанка предлогом для зачистки гюленистов, или же перехват контроля над одним из крупнейших банков удобно было осуществить под видом «борьбы с FETO» — вопрос философский.

Ключевой фигурой по делу Халкбанка оставался организатор схемы — наш знакомец Реза Зарраб. Он неосмотрительно сбежал в США, где был арестован в марте 2016. Пошли срывы покровов — амеропрокуроры заявили, что Реза как-то перевёл $4,5 млн в благотворительной фонд Эрмине Эрдоган (жены сами понимаете кого). Для амеропрокуроров, в общем-то, было не важно, взятка это или нет: захотим пришить сюда Эрдогана и его семью — пришьём.

Эрдоган, вначале уверявший, что заокеанский арест Резы не касается Турции, сделал поворот оверштаг, на встрече с Орлом нашим Джо Байденом 21 сентября 2016 требовал отпустить Резу или хотя бы отстранить от дела ретивого прокурора-индуса; с аналогичной просьбой жена Эрдогана обращалась к жене Байдена.

Не помогло; в следующем году, несмотря на смену администрации США, дело продолжилось; Реза потихоньку начал раскалываться (в том числе даже давал показания комиссии спецпрокурора Мюллера, расследовавшей «российское вмешательсто во внутренние дела США»); его перевели на более мягкий режим заключения, а Анкара стала требовать у Штатов уже не освобождения, но экстрадиции Зарраба в Турцию.

На другой день после того, как Реза дал показания в американском суде, Турция на всякий случай заморозила все его активы, до каких смогла дотянуться.

Параллельно Эрдоган в очередной раз стал намекать на выход из НАТО и новые поставки С-400 из России; Трамп просил госсекретаря «надавить на прокуратуру и закрыть дело»; закрыть не закрыли — оставили подвешенным.

Впрочем, адвокатом Резы стал... друг Трампа — Руди Джулиани.

Тоже не помогло.

А сейчас в США может победить Байден, который помнит об этом деле очень хорошо, ведь в схематозе Резы участвовали и демы. И если, заняв Белый дом, «дядя Джо» решить свалить «дядю Реджепа» — или сделать того более сговорчивым — по Халк-делу возникнут новости.