Брак втроём - новый конструкт семьи который был придуман в СССР

17 декабря 2023, 14:54
Смотрю, что во времена «Серебряного века» у российской богемы вполне распространённым был «брак втроём».

Встретил в записках Ольги Ваксель (1903-1932) ««Возможна ли женщине мёртвой хвала?» о таком «браке» с парой Мандельштамов в 1924-25 годах. С поэтом Осипом она была знакома с 13-ти лет – вероятно, из её намёков, тогда он стал её первым мужчиной. Потом была учёба в литературной мастерской Николая Гумилёва, который тоже стал её любовником.

«Около этого времени (летом 1924 года) я снова встретилась с одним поэтом и переводчиком (О.М.), жившим в доме Макса Волошина в те два лета, когда я там была. Современник Ахматовой и Блока из группы «акмеистов», женившись на прозаической художнице, он почти перестал писать стихи. Он повёл меня к своей жене (они жили на Морской), она мне понравилась, и с ними я проводила свои досуги. Она была так умна, так жизнерадостна, у неё было столько вкуса, она так хорошо помогала своему мужу, делая всю черновую работу его переводов. Мы с ней настолько подружились: я – доверчиво и откровенно, она – как старшая, покровительственно и нежно.

Я оставалась у них ночевать, причём Осипа отправляли спать в гостиную, а я укладывалась спать с Надюшей в одной постели под пёстрым гарусным одеялом. Она была немножко лесбиянкой и пыталась меня совратить на этот путь. Но я ещё была одинаково холодна как к мужским, так и женским ласкам. Все было бы очень мило, если бы между супругами не появилось тени. Он ещё больше, чем она, начал увлекаться мною. Она ревновала попеременно, то меня к нему, то его ко мне. Я, конечно, была всецело на её стороне, муж её мне не был нужен, ни в какой степени. Я очень уважала его как поэта, но как человек он был довольно слаб и лжив. Мне очень жаль было портить отношение с Надюшей, в это время у меня не было ни одной приятельницы, я так пригрелась около этой умной и сердечной женщины, но всё же Осипу удалось кое в чем её опередить: он снова начал писать стихи, тайно, потому что они были посвящены мне.

Она его называла мормоном и очень одобрительно относилась к его планам поездки нас втроём в Париж».

Ольга Ваксель была потомком морехода Свена Вакселя, сподвижника Витуса Беринга, семья была богатой и знатной. Несколько неудачных браков, куча любовников обоего пола. Вышла замуж за норвежского дипломата и уехала с ним в Осло, оставив сына у Бабушки в СССР. Через три недели после приезда в Осло застрелилась.

Она и себя, и свой богемный круг описывает как людей, психо-эмоционально и сексуально съехавших с катушек. Богатая пища для психологов, психиатров и сексологов. Кстати, встретил у неё, что этот круг в 1920-30-е очень увлекался психоанализом – от Фрейда до Райха, особенно Вильгельмом Райхом, так как тот считался «коммунистическим психоаналитиком» (он действительно был членом австрийской компартии).

В записках Ольги Ваксель увидел, как называли детский сад в 1920-е – «казённый очаг».