Что означает готовность Пашиняна признать Карабах азербайджанским — объясняет политолог Рубен Меграбян

22 мая 2023, 20:34
Сегодня премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что страна может признать Нагорный Карабах частью Азербайджана: «86 600 кв км территории Азербайджана включают Нагорный Карабах. Если мы правильно понимаем друг друга, то Армения признает территориальную целостность Азербайджана в этих пределах, а Баку — целостность Армении в пределах 29 800 кв км».

«Для Армении очень важно решить экзистенциальный вопрос, который не был решен за все время независимости. Установить взаимоприемлемые, цивилизованные, горизонтальные отношения со своими соседями», — сказал «МО» армянский политолог Рубен Меграбян. Слова Пашиняна — итог долгого переговорного процесса, идущего со дня окончания войны на всех уровнях. 

 Армения и Азербайджан договариваются о трех вещах:

 Переподтвердить подписанную в 1991-м Алма-атинскую декларацию, по которой административные границы между союзными республиками внутри СССР признавались госграницами между новообразованными государствами.

 Обеспечить международный формат гарантий безопасности армян Нагорного Карабаха. «Это могут быть как группа стран, так и отдельные международные организации, например, Совбез ООН», говорит эксперт.

 Работать над текстом будущего мирного договора. Должно быть закреплено, что «Нагорный Карабах должен оставаться территорией, где проживает армянское большинство, которое обладает общечеловеческими правами», добавляет Меграбян.

Ожидать массового наплыва беженцев из Нагорного Карабаха не стоит. «Это делается как раз для того, чтобы не было беженцев. Люди живут и должны продолжать жить на своей родине, главным является это», подчеркивает эксперт.

«В Армении будет разное отношение к решению о признании Карабаха Азербайджанским, но большинство населения все-таки его поддержит, — считает эксперт — Пашинян переизбирался на своем посту в 2021 году, уже после войны. Мы видим, что он продолжает лидировать в сравнении с остальными политиками».

Россия после подписания договора потеряет остатки влияния в Армении. «Если договорятся, присутствию России в Армении придет конец. Все, что Москва вытворяла во время Карабахской войны, привело к ее морально-политическому банкротству. Нужно понимать, что после войны переговорный процесс шел параллельно пересмотру отношений между Арменией и Россией. У нас нет общности ни в интересах, ни в ценностях», — заключает Меграбян.