Механизмы, цели и последствия прокремлевской кампании по дезинформации

3 февраля 2017, 16:12
Аналитическая pабочая группа по стратегическим коммуникациям East Stratcom создана Верховным Представителем ЕС Федерикой Могерини в 2015 году в ответ на запрос глав государств всех 28 стран-членов ЕС «оказать противодействие продолжающейся кампании по дезинформации со стороны России».

В группу входят одиннадцать экспертов в области коммуникаций и русского языка, которые, помимо прочего, стремятся усовершенствовать коммуникации касательно политики ЕС по отношению к странам, расположенным в регионе Восточного соседства, и укрепить плюрализм СМИ, в особенности русскоязычных, в этом регионе.

Аналитическая рабочая группа еженедельно публикует «Обзор дезинформации«, в котором отражает прокремлевскую дезинформацию, и ведет аккаунты, посвященные дезинформации, в «Твиттере» (@EUvsDisinfo) и «Фейсбуке» (EUvsDisinformation).

Несомненно, прокремлевская кампания по дезинформации представляет собой спланированную стратегию, когда одни и те же дезинформационные материалы публикуются на максимально возможном числе языков посредством максимально возможного числа СМИ и как можно чаще. Этот вывод основывается на ежедневном сборе информациио дезинформации в течение 15 месяцев: более 2500 примеров материалов, которые противоречат общеизвестным фактам, тиражируются на 18 языках и повторяются ежедневно.
К такому же выводу пришли многие эксперты в этой сфере, например, журналисты группы StopFake, которые регулярно фиксируют сфабрикованные новости и разоблачают, как тот или иной дезинформационный материал распространяется и тиражируется посредством различных каналов и на разных языках (см. исследование этого феномена).

Кампания по дезинформации позволяет достичь политических целей невоенными методами. Российские власти не скрывают это: например, одиозная «доктрина Герасимова«, а также заявления высокопоставленных российских генералово том, что использование «сфальсифицированных данных» и «дестабилизирующей пропаганды» является легитимным средством в общем арсенале. Министр обороны России назвал информацию «новым видом оружия». Российские журналисты получают медали от Президентаза искаженное освещение событий в Крыму.

Задача кампании по дезинформации — ослабить и дестабилизировать Запад, используя для этого существующие разногласия или искусственно создавая новые. Это могут быть разногласия на стратегическом уровне: например, ЕС против НАТО/США (при этом НАТО/США часто представляются как оккупационная силав странах Европы) или разногласия между странами-членами ЕС (обычно по вопросу о санкциях в отношении России). Это могут быть и разногласия на локальном уровне с использованием вопросов меньшинств или страха перед беженцами.

Сталкивание основных прав человека с традиционными ценностями – яркий пример искусственно создаваемых разногласий.
Порой используется откровенная ложь, чтобы опорочить конкретного человека (1), политическую партию, правительство (2) или межправительственную организацию (3), а также НПО, ведущие СМИ, элиты, экспертов, «истеблишмент» и тех, кто пытается противодействовать дезинформации.

Еще одна стратегия – распространить как можно большее противоречивой информации, чтобы убедить аудиторию в том, что существует так много версий произошедшего, что правду найти невозможно. Самые очевидные примеры этой тактики – запутывание дела о крушении рейса MH17убийство Бориса Немцоваи обстрел гуманитарного конвоя в Сирии.

Каковы же механизмы дезинформации? У нас нет полной картины, так как систематическое исследование этого вопроса не проводилось. Но благодаря нашему собственному «Обзору дезинформации», а также деятельности таких групп, как StopFake и Kremlin Watch, мы знаем, что задействованы не только крупные СМИ (телеканал RT или агентство Sputnik), но и на первый взгляд малозначащие СМИ (например, маргинальные Интернет-сайты, сайты с блогами, страницы в сети «Фейсбук»).«Тролли» используются не только для тиражирования дезинформации, но и для травли тех, кто, подобно финской журналистке Джессике Аро, проявляет достаточно мужества, чтобы им противостоять. Это широкая сеть, которая включает НКО и созданные правительством неправительственные организации; представителей правительства России; и другие «рупоры» прокремлевских идей в Европе, которые часто придерживаются крайне левых и крайне правых взглядов (4). В целом, для распространения прокремлевской дезинформации используются буквально тысячи каналов, которые создают впечатление, что являются вроде бы независимыми источниками информации, подтверждающими тезисы друг друга.

И хотя необходимо дополнительное исследование, но у нас сложилось впечатление, что разные механизмы имеют разную степень важность в разных регионах. В странах Прибалтики воздействие оказывается на русскоязычное меньшинство, в Центральной Европе, как нам представляется, используются десятки сайтов, представляющих «альтернативную» точку зрения, а в Скандинавии преобладает троллинг.
Каково влияние кампании по дезинформации? Не заглянув в головы граждан и избирателей, чтобы понять, что влияет на их решения и мнение, мы не можем ни в чем быть уверены. Однако кампания по дезинформации, как и любая другая пиар-кампания, срабатывает через какое-то время, добиваясь узнаваемости и принятия своих тезисов посредством многочисленных каналов, сея недоверие к ведущим СМИ, властям или любым другим надежным источникам информации в целом.

Если говорить о том, чего ожидать в 2017 году, то и Германия, и Франция уже предупредили об угрозе информационных атак в связи с проведением выборов, в то время как спецслужбы нескольких европейских стран открыто заявили об угрозе враждебных дезинформационных действий со стороны России.

Успешна ли кампания по распространению дезинформации? Определенно, да. Подобно тому, как рекламная кампания, проводимая тем или иным автоконцерном, состоит не в том, чтобы потребителю понравилось рекламное объявление в каком-либо издании, а в том, чтобы потребитель купил машину именно этого бренда, так и задача кампании по дезинформации состоит не в том, чтобы потребителю нравились те или иные СМИ, а в том, чтобы потребитель поверил в дезинформацию, как в заслуживающую доверие информацию. И многие из нас верят. Если посмотреть на данные опросов общественного мнения, целью которых было замерить, сколько людей верят явной дезинформации, насаждаемой прокремлевскими СМИ (5), становится очевидно, что кампания по дезинформации является очень успешной. Это обязывает нас внимательно относиться к информации, которую мы получаем.

Примечания:
(1) Например, информационные вбросы и конспирологические теории, касающиеся не только конкретных политиков ( https://www.buzzfeed.com/albertonardelli/hyperpartisan-sites-and-facebook-pages-are-publishing-false?utm_term=.ek8aj2oOkY#.uqBW5GBYPo, «Дайджест дезинформации» (ДД) от 02/09/2016, «Обзор дезинформации» (ОД) № 33, ОД № 29), но и журналистов, раскрывших в ходе своих расследований неприятные для Кремля факты (ДД от 28/10/2016 или ДД от 30/09/2016). Подробнее см. на www.euvsdisinfo.euиhttp://www.europeanvalues.net/wp-content/uploads/2016/06/How-Russian-Propaganda-Portrays-European-Leaders_v41.pdf .
(2) Например, Украина (ОД № 50 или ОД № 45); страны Прибалтики (ОД № 49; ОД от 12/01/2017); Польша (ОД № 48); Финляндия (ОД № 47); Австрия (ДД от 11/11/2016 и ДД от 04/11/2016); Венгрия (ОД № 46); Дания (ДД от 28/10/2016); США (ОД № 41 или ОД № 39).
(3) Например, информационные вбросы о том, что Украина и /или ЕС создают/финансируют концлагеря для русскоязычного населения в Украине (http://www.stopfake.org/en/fake-concentration-camp-for-separatists-under-construction-in-donetsk-region/;http://www.stopfake.org/en/the-ministry-of-internal-affairs-of-ukraine-rebuts-the-information-about-construction-of-concentration-camps/http://www.stopfake.org/en/russia-s-top-lies-about-ukraine-part-3/); прокремлевская дезинформация в Грузии, направленная против ЕС и НАТО (ДД от 23/09/2016); обвинения в том, что ЕС выдает визы в зависимости от цвета кожи (ОД № 31); обвинения в том, что ЕС вынуждает людей становиться геями (ДД от 17/06/2016); НАТО регулярно обвиняют в планировании захвата России (ДД от 08/07/2016 или ОД № 31).
(4) Подробнее о многочисленных механизмах прокремлевской кампании по дезинформации в Европе см., например, статьи «Agents of the Russian World“ на сайте Chatham House; «Putin’s Propaganda Machine“ Марселя ван Херпен; «Mechanisms of Influence of the Russian Federation“ на сайте European Value; «The Bear in Sheep’s Clothing“ на сайте Wilfried Martens Center. О связях между европейскими экстремистами и Кремлем см., например, https://www.theatlantic.com/international/archive/2016/12/russia-liberal-democracy/510011/ или следите за публикациями на сайте Political Capital (http://www.politicalcapital.hu/index_gb.php) или на сайте Антона Шеховцова (http://anton-shekhovtsov.blogspot.com).
(5) См.: http://www.cepolicy.org/sites/cepolicy.org/files/attachments/glb_trends_en.pdf иhttps://euobserver.com/foreign/129237. Аналогичные выводы, можно найти, например, здесь:https://www.buzzfeed.com/craigsilverman/viral-fake-election-news-outperformed-real-news-on-facebook?utm_term=.mlLn14XQw6#.ibyDVq2La5https://www.washingtonpost.com/business/economy/russian-propaganda-effort-helped-spread-fake-news-during-election-experts-say/2016/11/24/793903b6-8a40-4ca9-b712-716af66098fe_story.html?postshare=3851480055188585&tid=ss_tw-bottom&utm_term=.e093aa6964d5,https://interaktivni.rozhlas.cz/dezinformace/http://nymag.com/selectall/2016/12/why-people-believe-obama-encouraged-illegals-to-vote.html?mid=twitter_selectall.

Снятие ответственности: В статье представлено экспертное мнение аналитической рабочей группы «Восток»; оно ни в коей мере не отражает официальную позицию ЕС.

Комментарий был опубликованитальянским Институтом исследований в области международной политики (ISPI).