Первое.
Когда Гитлер с НСДАП пришли к власти, случилась редкая для мира политики вещь: они стали реализовывать ровно ту программу, с которой к этой власти шли. Ту самую свою программу - с реваншизмом, империализмом, милитаризмом и антисемитизмом.
Программа НСДАП была прекрасно известна немцам задолго до 1933 года. Гитлер и его соратники много раз ходили с ней на выборы - и на местные, и на всеобщие.
И добивались на свободных выборах внушительных результатов: например, в 1930 году - почти 6,5 миллионов голосов. Летом 1932 года поддержка НСДАП выросла вдвое, до почти 14 млн. голосов (треть тогдашнего взрослого населения Германии).
И эти люди знали, кого они поддерживают.
Второе.
Прекрасно известны были не только слова гитлеровцев, но и их дела. К 1933 году уже много лет в германских городах бесчинствовали молодчики Рёма, коричневорубашечники.
Кстати, ещё до прихода Гитлера к власти в их отрядах состояло 400 тысяч немцев. Они прекрасно знали, что делали, когда годами регулярно устраивали уличные побоища, громили и терроризировали неугодных им граждан.
И сами граждане тоже это знали. Пресса активно деятельность штурмовиков освещала.
Третье.
У Гитлера до 1933 года были не только сторонники, но и противники. Сильные и многочисленные. Компартия Германии на выборах в том же 1930 году получила 4,5 млн. голосов, в 1932 - более 5,2 млн. В Берлине в 1932 коммунисты получили практически столько же голосов (27,3%), сколько нацисты (28,6%). Коммунисты и их сторонники прекрасно знали, кто такие нацисты, и в большинстве своём ненавидели их.
Да, придя к власти, Гитлер быстро расправился с верхушкой Компартии. Но многие миллионы немцев, голосовавших в 1930 и 1932 годах за коммунистов, никуда не исчезли. Они продолжали жить, прекрасно всё зная.
Четвёртое.
Даже после установления звериной диктатуры и полного подавления свободы слова немцы имели все возможности знать, что происходит.
Когда из дома, в котором ты живёшь, вдруг в один день исчезают все соседи-евреи, тебе не нужен интернет, чтобы это заметить. Ты может сделать вид, что не заметил. Но не заметить ты не можешь.
И даже когда во время войны цензура ещё ужесточилась, немцы знали. К ним приезжали в отпуск их родные из действующей армии. В том числе из карательных войск. И рассказывали - кто с гордостью, кто с ужасом - о том, что эти каратели творят. Рассказывали родным, соседям, знакомым.
Почитайте прекрасную книгу Николаса Старгардта "Мобилизованная нация", там собрано много таких документальных свидетельств.
Так что вам врут, когда говорят "немцы не могли знать".
"Не могли знать" и "не хотели знать" - совсем не одно и то же.
Да, большинство россиян сейчас тоже не хочет знать.
Просто не надо делать вид, что это свойственно только россиянам, что в истории не было множества случаев, когда целые народы смирялись с диктатурой и жили под ней молча.
Использованная литература: источник