После уничтожения звена Су-34, русские опять начали жаловаться на украинское ПВО

22 декабря 2023, 21:05
В связи с сегодняшней демилитаризацией почти звена Су-34, русские в очередной раз начали жаловаться на недостаточные меры по уничтожению украинского ПВО.

Российская авиация впервые за многие десятки лет в ходе СВО вступила в боевые действия с противником, имеющим достаточно многочисленный парк современных ЗРК и РЛС разных типов, а также полномасштабную помощь иностранных военных советников.

ВВС США или Израиля сталкивались с подобным не один раз в широком списке разных войн и конфликтов. Тут можно вспомнить и погром ПВО Сирии в Ливане в 1982 г. или же разгром многочисленной ПВО Ирака в 1991 г.

Причина того, почему у американцев и израильтян традиционно +/- получается добиваться выбивания ПВО противника из игры и снижения ее эффективности до нужного уровня - это особое внимание к теме борьбы с ПВО и просто действиям при ее наличии у противника, выработанное на реальном опыте. 

От создания малозаметных самолетов до первых беспилотников-ложных целей, от создания отдельных эскадрилий заточенных отдельно для борьбы с ПВО противника (и имеющих отличия и в технике и программах подготовки) до развертывания спутников (!), пеленгующих позиции РЛС по излучению, от больших учений по действиям авиации в условиях разных концепций применения ПВО ежегодных до развития уже десятки лет авиационных средств поражения работающих вне досягаемости средств ПВО и т. д. Это методичная многолетняя комплексная работа.

И делать ее придется теперь нашим ВКС. Именно как единую осмысленную и комплексную работу, а не только некий механический набор необходимых отдельных ситуативных тактических, технических или административных решений при очередных проблемах, когда Су-34 и Су-35 летают с ПРР Х-31 под брюхом просто в ожидании включения украинской РЛС.

Только тогда всё получится. Мы традиционно сильны в системах ПВО. Теперь надо учиться быть сильными в борьбе с системами ПВО

Авиация действует в несколько эшелонов отработанными тактическими схемами и заготовками, одновременно используя множество самолетов различного назначения, а также широкий список специального оборудования и средств поражения. Обычно первым эшелоном идут крылатые ракеты и ложные цели, инициирующие и отвлекающие на себя работу ПВО, затем волна разведчиков, постановщиков помех и противорадиолокационных ракет, а довершает все наиболее крупный эшелон из ударной авиации. Все делается четко по единому детальному замыслу и плану.

При этом, сейчас важно понимать, что неспособности наших ВКС на текущий  момент взломать и подавить ПВО Украины на всю глубину с гарантией вовсе не означает, что работа авиации парализована, сорвана или вовсе не играет роли.

По известным данным, авиация выполняет ежесуточно порядка 150-300 вылетов в зоне СВО (это по нижней границе официальных данных). За месяц, по очень грубым подсчетам, выходит от 4500 до 9000 вылетов. И со всеми проблемами, поставками средств ПВО противнику и его успехами, на головы украинской армии продолжают постоянно прилетать бомбы, ракеты и дроны. Пусть бомбы лишь в прифронтовой полосе. Но очевидно, что у ПВО противника тоже значительные проблемы, так как ситуации, аналогичные сегодняшней, происходят крайне редко, а ВСУ опасаются повсеместно подводить свои ЗРК к линии соприкосновения, где господствуют "Ланцеты" и FPV-дроны.

Заявление, что русская авиация впервые за многие десятки лет вступила в боевые действия с противником с большим парком ЗРК и РЛС требует уточнения. Впервые за примерно 110 лет. Русская авиация НИКОГДА не воевала против противника со сколь-нибудь заметным ПВО с ЗРК и РЛС. И впервые столкнувшись с таковым в Украине, внезапно обнаружилось, что смекалистые русские инженеры в ВПК лихо поимели своих вождей, всучив им задорого кучу военного оборудования, которое по факту неработоспособно. Хотя русские этого до сих пор не осознали в полной мере.

А вот ВВС США и Израиля неоднократно сталкивались с этой проблемой и выработали алгоритмы противодействия, попутно создав специализированное оборудование для более эффективного взлома ПВО. Вся сегодняшняя американская авиация создана в результате реальных операций по завоеванию неба. Вся сегодняшняя русская авиация создана ради освоения бюджетов ростеховцами на базе совковых разработок ради премий и дач. В русских же вооружённых силах оказались вообще удивительные существа, которые при всём бардаке, недостачах элементарного оборудования, неработоспособности сложного, тем не менее были уверены в своей непобедимости за счёт русского духа и прочих религиозных фантазий. 

В России нет малозаметных самолётов, нет беспилотных ложных целей, нет не то что специализированных эскадрилий, нет вообще подготовки по борьбе с ПВО, нет современных спутниковых систем с возможностью работы в режиме реального времени, нет реальных средств поражения, работающих вне досягаемости средств ПВО. Но когда русские заявляют, что им предстоит всё это создать, они забывают о том, что у них нет даже элементарной боевой сети между самолётами. Русская авиация не способна координироваться для выполнения массированных атак на ПВО, потому что у неё нет ничего кроме радиосвязи на матчасти 70-х. Все русские истории про взаимодействие с ПВО или ДРЛО — не более чем частные эпизоды показухи при наличии на управлении разработчиков. В строевых частях всё это оборудование не работает. 

Полёты Су-34 и Су-35 с ПРР Х-31 отдельно демонстрируют неэффективность оборудования. В теории у ракеты дальность пуска 250 км, она может атаковать почти все натовские системы ПВО не входя в их зону поражения. На практике Х-31 оказалась неэффективна даже против старых совковых Буков. Бортовые системы предупреждения об облучении Су-34 и Су-35 в виде Л-150 Пастель или не работают вообще, или верещат на всё подряд, включая собственные РЛС. В итоге самостоятельно обнаружить РЛС ПВО для Су-35 — вопрос везения, а не профессиональной работы. Украинские РЛС включаются и выключаются, а обнаруживаются в единичных случаях на сотню включений. А-50 или Ил-20 могут обнаруживать излучение РЛС более уверенно, вот только работоспособность у них от случая к случаю, а данные о целях на ударные самолёты они могут передавать или голосом через боевую связь, или через мобилы. Через мобилы, кстати, эффективнее. Туда можно поставить приложения, которых армейское оборудование русских никогда не видело. И всё это в конечном итоге упирается вообще в систему управления русскими войсками, когда при всей скоротечности боя, надо ещё голосом поставить в известность специалиста по разрешению нажатия на гашетку на земле. В своё время сами русские смеялись над глупыми вьетнамскими пилотами, которые во время войны спрашивали у земли разрешение на пуски ракет в воздушном бою. Добро пожаловать туда же. 

Заявление же, что русские сильны в системах ПВО — ещё один пример самолюбования и самообмана. Нет, не сильны. Русская ПВО уничтожается малыми залпами крылатых ракет и десятками примитивных дронов. Русская ПВО — это то же самое, что русский танк. Русской ПВО много, но она низкоэффективна. И она быстро сгорает при столкновении или с качеством, или с количеством. 

Доставляют русские заявления, что русская авиация продолжает работать и играет какую-то роль. 150-300 вылетов русской авиации в день, постоянные бомбардировки прифронтовой полосы — русские считают это показателем эффективности. Однако, реальность такова, что если бы русские УМПК попадали в цель с точностью хотя бы 20 метров — украинская оборона на ЛБС была бы давно взломана. Попадание 500-ки рядом с блиндажом на расстоянии 20 метров — это практически гарантированное его уничтожение. Вот только случается такое раз в несколько месяцев. В остальное время окрестности засыпаются управляемыми фугасными авиабомбами точно так же, как русская артиллерия засыпает поля неуправляемыми снарядами. Ростеховцы молодцы. И 150-300 вылетов в сутки русской авиации — это не про эффективность боевых действий, не про роль русской авиации, а про скорость исчерпания её ресурса.

Что самое главное. Возможностей исправиться у русской авиации нет. Для того, чтобы начать действовать с американской эффективностью, русским необходимо разработать надёжные самолёты ДРЛО и РТР, эффективный военный РЭБ, а не ростеховский, системы РТР и РЭБ на тактику, систему обмена данными для создания боевых сетей, и научить на всё это персонал. Это не годы. Это десятилетия. Но для того, чтобы эти десятилетия начались — русским необходимо осознать проблему и начать её решать. На практике же русские до сих пор бомбят злую украинскую землю УМПК за распилиарды, сжигая деньги по карманам ростеховцев и ресурс своей немногочисленной авиации. 

Тем кто ещё не решился, рекомендуем подписаться на наши Boosty или Patreon. На этих площадках мы давно, много и в разнообразных подробностях пишем на тему противостояния авиации и ПВО, а также на многие другие актуальные темы. Постов уже много и чтива хватит на зимние праздники с лихвой.