Тайное мировое правительство в изгнании

29 февраля, 07:43
Как делается конспирология по методу доктора Конрада?

Тайное мировое правительство в изгнании. Как делается конспирология по методу доктора Конрада?

Андрей МаруденкоAugust 18, 2022

«Только дети и глупцы ищут причину и следствие в одном и том же рассказе».

Ходжа Насреддин

 

В конспирологические теории верит более трети россиян: «Ротшильды против Рокфеллеров», «рептилоиды», «тайное мировое правительство»,«плоская земля» и целый ряд других ярких сюжетов, будоражащих воображение. Об этом говорят результаты исследования социологов.

Словарь трактует конспирологию, как теорию заговора, в рамках которой событие объясняется действием влиятельных заговорщиков. История знает большое количество заговоров на любой вкус — больших и малых, успешных и не очень. Конспирология, о которой пойдет речь, рассказывает нам о заговорах глобальных, затрагивающих значимые мировые события и ход человеческой истории под руководством некоего тайного центра.

Конспирология представляет собой картину мира, которая включает следующие убеждения:

  • Власть/элита скрывает правду.
  • Все, что происходит в мире большой политики и экономики не случайно.
  • Происходящее — результат заговора тайных влиятельных сил — так называемой «мировой закулисы», «планировщиков» и т.п.
  • Эта тайная власть суперэффективна. Она эффективно управляет миром на протяжении долгих исторических периодов.
  • История управляема. Управляют ею люди или человекоподобные существа.
  • Происходящее на глобальном уровне можно свести к простым схемам — «Ротшильды-Рокфеллеры-Виндзоры» и т.п.

Разумеется, желающих управлять миром найдется много. Любая власть стремится к абсолюту и ограничена лишь сопоставимой силой, которая с этим не согласна — так формируется баланс сил. Но может ли группа влиятельных людей управлять миром и делать это долго и суперэффективно? Конспирологи утверждают, что именно так и происходит. Неужели ничто не случайно и все рукотворно? А Божья воля? Неужели все бразды правления находятся в руках зловещего лорда Джейкоба Ротшильда под контролем Барухов? А что если «миром правит не тайная ложа, а явная лажа?» — как писал Виктор Олегович Пелевин, выразив общий смысл «бритвы Хэнлона», которая предлагает нам видеть в причинах неприятных событий не злой умысел, а человеческие ошибки?

Как же мы можем понять, правы конспирологи или нет? Один из способов — посмотреть на их тексты, логику построения этих текстов и методы, которые при этом используются. Это не даст нам окончательного ответа на вопрос о роли лорда Джейкоба в истории мира, но многое скажет о той мыслительной процедуре, благодаря которой нам об этом сообщают.

Белая и серая зоны

Все пространство человеческой деятельности и связанное с ней информационное поле можно разделить на белую и серую зоны. Белая зона — область официальной и открытой информации, СМИ, иными словами, пространство открытых источников. В белой зоне живет большинство людей. Вместе с тем важно отметить, что многое о планах мировых элит мы можем найти в открытом доступе, например, планы руководства Всемирного Экономического Форума о «Великой перезагрузке» и многое другое.

Серая зона — это пространство закрытой информации, зона элит. Это область спецслужб, отчасти политики и бизнеса, тайных обществ, организованной преступности, в ней ведутся гибридные войны. Серую зону можно разделить на две части: конфиденциальную и секретную. В конфиденциальной части информация сознательно не защищается, но по-возможности не выносится вовне. Она потенциально доступна, если у нас есть доступ в определенные круги, и время от времени выходит наружу. Например,  подготовка законопроектов или политических назначений, частная жизнь, кто с кем и каким образом связан, кто за чем стоит, как принимаются решения и так далее.

В секретной части серой зоны информация сознательно строго охраняется в том числе технически, а за ее разглашение предполагаются серьезные законодательные и силовые санкции. Одним из показателей элитарного статуса человека является владение конфиденциальной и секретной информацией. Чем выше статус человека, тем больше он знает. Поэтому демонстрация статусной конфиденциальной информации и околоэлитных сплетен является распространенным явлением среди людей, желающих обозначить свой элитарный статус.

Что происходит в серой зоне?

Разумеется, нам интересно то, что происходит за плотной и непрозрачной завесой серой зоны. Изучать и описывать происходящее в серой зоне можно аналитически и  конспирологически. Аналитический метод опирается на рациональные методы работы с информацией. Его использует наука, аналитики разведки (главная задача разведки — изучение серой зоны и влияние на нее), интеллектуальные центры (think tank). Любая информация при этом тщательно оценивается, существуют строгие методологические правила ее обработки и построения выводов, оценки вероятности, нарушение которых переводит исследования из разряда науки и аналитики в область мнений. В телеграм-каналах такой подход к изучению серой зоны можно посмотреть в канале Shadow Policy, который занимается изучением связей и контекстов (в платной версии даже описывают свою методологию), в канале R-techno, занимающимся разведтехнологиями в формате частной организации или в канале Олега Яновского из МГИМО, который занимается анализом западных элит.

Конспирологический способ описания происходящего в серой зоне пренебрегает строгостью аналитического метода — это хорошо видно из текстов конспирологов, и опирается в большей степени на иррациональные, архетипические пласты в человеческой психике, в чем и заключена основная сила воздействия конспирологических нарративов на аудиторию. Если в человеческом бессознательном есть место для «доктора Зло», то оно будет занято реальной или виртуальной фигурой. А образ библейского змея через архетипическую проекцию будет перенесен на часть элит, которые таким образом трансформируются в рептилоидов. Вброшенная конспирологическая интерпретация, как и медийный фейк, довольно устойчива и после попадания в информационное поле продолжает жить своей жизнью, несмотря на любые опровержения.

Одна из главных проблем конспирологического подхода заключается в его неверифицируемости. Другими словами, конспирологические сюжеты, построенные на тайном знании, нельзя ни доказать, ни опровергнуть — в этом их и сила и слабость. Мы не можем ни доказать, ни опровергнуть, что миром правят Ротшильды или рептилоиды — это вопрос веры и мифа, то есть глубинных пластов индивидуального и коллективного бессознательного.

Однако, стоит обратить внимание на то, что многие конспирологи мимикрируют под аналитиков и ученых (иногда они формально ими являются), хотя при взгляде на их тексты бросается в глаза нарушение элементарной логики научного исследования. Часто конспирологию пытаются выдать за элитологию, включающую в себя социологию элит, но это принципиально разные предметы.

Как делается конспирология?

Существует довольно большая критика оснований конспирологической картины мира и других аспектов конспирологии. Остановимся на особенностях создания конспирологических текстов и используемых при этом методах.

1. Смещение акцентов

Любое событие можно описывать различным образом, расставляя акценты так или иначе. Выступая с лекцией о конспирологии в московском клубе ЦДЛ, я привел в качестве примера два небольших текста об этом событии, где все описанное и в первом и во втором случае является правдой.

«9 июня в знаменитом особняке-ресторане ЦДЛ состоялась очередное клубное мероприятие. Перед членами клуба выступил политический консультант Андрей Маруденко. На встрече обсуждались ошибки, которые свойственны конспирологическому описанию скрытой социальной реальности на примере мифологии о рептилоидах, всемогущества Ротшильдов и тайного мирового правительства. На примерах мировой клубной деятельности, в частности английского клуба Whites участники обсудили роль реальных закрытых структур клубного формата».

«Всего через 4 дня после очередного заседания Бильдербергского клуба, состоявшегося в Вашингтоне, где мировые элиты за закрытыми дверями обсуждали настоящее и будущее мира, в самом центре Москвы, в историческом масонском особняке собрались представители российской элиты — члены закрытого элитарного клуба.

Перед ними выступил некий господин, являющийся политическим консультантом и экспертом по вопросам стратегии и стратегических коммуникаций, связанный с Ротшильдами через князя Никиту Лобанова-Ростовского, семья которого традиционно была интегрирована в мировые масонские круги.

На встрече обсуждались темы мировой закулисы и тайного правительства. Выступающий привез с собой документы* из лондонского клуба Whites — главного и самого закрытого клуба британского истеблишмента».

Затем эта тема может получить развитие: «Почему эта встреча произошла именно сейчас?» И далее: «Какое послание было передано за закрытыми дверями российской элите?»

*Под документами из лондонского клуба понимается оригинальный список его членов, продемонстрированный публике.

2. Формальные связи и функциональные связи

Каким образом субъекты, объекты, события и концепты связаны друг с другом? Ответ на этот вопрос является ключевым для понимания происходящего. Сначала отметим формальные связи, которые существуют лишь номинально, когда субъекты связаны только формально и между ними нет других отношений. Проживание в одном доме может означать лишь то, что люди являются соседями, но не общаются между собой. Другое дело — функциональные связи, которые говорят нам о том, что между людьми существуют определенные отношения и взаимодействие. Они не просто живут в одном доме, но и связаны отношениями, выходящими за рамки соседства.

Конспирологи не любят формальные связи за их пустоту, поэтому превращают их в функциональные по следующей схеме: если вы высокопоставленный сотрудник организации, которая финансирует, скажем, Бильдербергский клуб, значит ваши рабочие контакты с другими важными людьми нужно объяснять не формальной логикой рабочего процесса, а поручением тайного мирового правительства. Если вы высокий чиновник и являетесь членом одного клуба с представителем организации, которую конспирологи связывают с тайным мировым правительством, то значит через эту связь от него (его назовут «посредником класса Майского») к вам идут управленческие сигналы, например, «на демонтаж либерального проекта в России».

Соседство событий во времени также толкуется конспирологами в функциональной логике, через причино-следственную связь — “вследствии этого” понимается, как “по причине этого”.

3. Апофения

В 1958 году немецкий психиатр Клаус Конрад ввел в научный оборот этот термин, который означает немотивированное видение взаимосвязей, которое сопровождается характерным чувством неадекватной важности. Это склонность видеть связи там, где их нет, и она является одним из главных элементов конспирологической технологии. Я в свое время назвал это явление «кошмаром конспиролога», наблюдая за конспирологическими интерпретациями ярких, но случайных по своей сути событий. В русском языке сущность апофении раскрывается в выражении «притянуть за уши».

Фольклор часто использует игру с некорректной причинно-следственной связью. Например, много подобных сюжетов можно увидеть в историях о Ходже Насреддине.

«Насреддин ходил по комнате и горстями разбрасывал рисовую муку. – Что ты делаешь? – спросила его жена. – Разгоняю тигров. – Но ведь здесь нет тигров! – Конечно. Неправда ли, какое действенное средство!»

Поиск несуществующих связей — особенность не только конспирологов, но и многих интернет-аналитиков — в условиях высокой конкуренции хороши любые подходы за внимание аудитории.

Некорректное построение связей — одна из основных проблем в логике конспирологических текстов — не только между субъектами, объектами, событиями и концептами, но и между причиной и следствием. Парадоксальные связи хороши в стратегии, но не в аналитике, где нужны строгость и достоверность.

Одним из проявлений немотивированного видения взаимосвязей является конспирологический поиск сигналов, которые по мнению конспирологов посылает мировая закулиса. Конспиролог эти сигналы фиксирует и таким образом строит связь между событием, которое трактуется, как сигнал, и субъектом — тайной властью.

4. Базовая конспирологическая технология

Таким образом, на первом этапе мы смещаем акценты, на втором превращаем формальные связи в функциональные, далее связываем между собой что угодно (людей, организации, концепты) как нам угодно и получаем добротное конспирологическое описание любого события. Конспирологические выводы, как правило, однозначны и не предполагают оценки вероятности явления.

Если вы сторонник всемогущества Ротшильдов-Рокфеллеров, то в каждом случае необходимо ссылаться на них, как на причину происходящего (каждый субъект сюжета будет представлять либо Ротшильдов, либо Рокфеллеров, что требует непременного указания), а любые неудачи Ротшильдов необходимо будет объяснить вмешательством Рокфеллеров и наоборот. В этой усеченной версии манихейства история объясняется борьбой зла со злом, не оставляя места добру. В конце концов, если за всем стоит заговор тайной ложи, который мы не можем ни доказать, ни опровергнуть, значит концепция тайного мирового правительства, как и война, все спишет. Если событие проходное и не имеет значимых последствий, то всегда можно истолковать его в качестве «сигнала Ротшильдов».

5. Упрощение реальности

Конспирологический подход опирается на упрощение многомерной реальности до нескольких глобальных субъектов, например «Ротшильды-Рокфеллеры-Виндзоры» и тому подобные схемы. За каждой группой закрепляется область интересов, что позволяет толковать любое событие в любой точке мира, как проявление интересов этой тройки. Подобные схемы — упрощенные модели устройства глобального мира — извлеченная из тайных вод соль конспирологического знания.

6. Причина и следствие

Некорректное построение причинно-следственных связей — одна из важных особенностей конспирологических текстов. Следует обратить внимание еще на несколько моментов.

  • Во-первых, на предъявление мотива как доказательства. Если кому-то что-то выгодно, значит он и является тому причиной, хотя это далеко не всегда так.
  • Во-вторых, корреляция также подается, как причинно-следственная связь, хотя далеко не всегда является таковой.
  • В-третьих, соседство событий во времени также интерпретируется через причино-следственную связь, хотя «после этого» совсем не означает «вследствии этого».

Пренебрежение правилами анализа и снятие методологических ограничений позволяет кардинально расширить пространство толкований событий вплоть до совершенно фантастических интерпретаций. Если методологических ограничений нет, то все позволено.

7. Развитие конспирологической технологии

Итак, мы помним, что за всеми событиями стоят некие тайные силы и «планировщики». Берем усложненную модель «Ротшильды-Рокфеллеры-Виндзоры», распределяем всех мировых игроков в эти три группы (или две, если мы работаем с упрощенной схемой «Ротшильды-Рокфеллеры»). Смотрим, кто получил выгоду от какого-либо события, и объявляем его причиной происходящего с обязательным указанием его принадлежности к одной из групп. Точно также поступаем при анализе событий во времени и их причинно-следственной связкой («спустя 4 дня после заседания Бильдербергского клуба» и так далее). Добавляем при подаче материала чувство важности, как второй признак апофении доктора Клауса Конрада.

Аудитория

Потребность в познании мира, желание постигнуть суть вещей — одна из главных потребностей человека разумного. Человек все время пытается заглянуть за завесу материального и нематериального мира. Конспирология дает свой ответ на многие наши вопросы. Но помимо потребности в познании, есть еще ряд факторов, которые делают конспирологию столь привлекательной.

1. Желание быть элитой

Владение конфиденциальной информацией, как мы уже говорили, есть признак элитарности. Сопричастность к тайным знаниям приближает к элите и отделяет от простых смертных. Парадокс в том, что подобное тайное знание оказывается весьма доступным массовым продуктом и собирает миллионы просмотров на ютубе.

2. Отсутствие знаний

Недостаток знаний о том, что происходит в серой зоне порождает вакуум, который легко заполняется всеми желающими, включая не только конспирологов, но и псевдо-инсайдеров, годами рассказывающих о тайных совещаниях власти и прочих секретных подробностях элитарной жизни.

3. Психологические профиты

Конспирология несет в себе массу психологических бонусов. Сопричастность к тайному повышает нашу самооценку. Кроме этого, она делает мир понятным, сводя все его многообразие к простым схемам и тем самым уменьшает неопределенность, которая тяготит человеческую психику. Конспирология снимает ответственность и переносит ее на тайный мировой заговор, а также позволяет сбрасывать негатив через соучастие в обесценивании сильного: «Ротшильды (Буши, Клинтоны) — всего лишь пешки Барухов/английской королевы» и т.п.

Яркая архетипическая образность конспирологии в сочетании с потребностью в познании и рядом психологических бонусов делают ее очень успешным и востребованным жанром. Некоторым образом спасло бы ситуацию, если бы нам обозначили вероятность того, что миром управляют рептилоиды — с вероятностным подходом сложнее было бы поспорить, а не утверждали бы это так однозначно и с такой горячей убежденностью.

Все сказанное совсем не означает, что заговоров или тайны в мировой политике не существует, а на любого исследователя серой зоны нужно навесить ярлык «конспиролога». Власть, как и деньги, любит тишину. Отрицание того, что происходит в серой зоне — другая крайность. Ее демонстрирует значительное количество в том числе и хорошо образованных людей, предпочитающих смотреть на мир через призму передовицы «Нью-Йорк Таймс», отказывая политическим элитам, большому бизнесу и спецслужбам в двойном дне или скрытых интересах и методах. Серая зона велика и там происходит масса интересных вещей. Вопрос в подходах, с помощью которых мы получаем знание о ней, а также в тех базовых убеждениях, которые лежат в основе нашего мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

Report content on this page