Вот у нас есть хаос событий вокруг. Наш мозг вычленяет из хаоса некие объекты. Полученной информации всегда недостаточно, чтобы судить об этих объектах с уверенностью, поэтому мы должны делать предположения и основываться на них. Относительно каждого из этих явлений мы должны принять одно из двух допущений:
1. Это неодушевленный объект.
2. Это одушевленный субъект.
Ну вот скажем заметили мы в темноте какую то пятнистую массу. Это куст или леопард? Трудно судить, информации недостаточно. Но тут есть вот какая засада. Те, кто 100 раз приняли куст за леопарда, выжили и передали свои гены потомству. А те, кто хоть раз приняли леопарда за куст - погибли, и свои гены не передали. Так что с т.з. эволюционной логики имеет смысл в случае малейших сомнений исходить того, что непонятный объект - одушевлен. Потому что цена этой ошибки невысока, а цена ошибки противоположного рода может оказаться фатальна.
С социальными явлениями - та же фигня.
Мне представляется фундаментально важной идея о том, что наш мозг вообще не заточен на поиск объективной истины. Он заточен на то, чтобы безволосая обезьяна, которой этот моз управляет 1) выжила 2) размножилась. И так уж получается, что для выполнения задач (1) и (2) быть правым - вовсе не обязательно. Куда важнее, например - быть высокостатусным, пользоваться уважением со стороны других безволосых обезьян. Статус с эволюционной т.з. важнее истины. Поэтому наш мозг по дефолту имеет адский bias в пользу статусных установок, убеждений, статусной картины мира. Поэтому он склонен путать “статусное” и “объективно достоверное”.
В практической плоскости из этого следует вот что. Если честно отрефлексировать bias собственного мозга в пользу всего статусного, и усилием воли снять его, то вы имеете шанс получить громадный - в долгосрочной перспективе - boost. Цена этого решения - гарантированная потеря статуса в краткосрочной перспективе. И на практике оказывается, люди, готовые принести такую жертву ради неясных перспектив в будущем - это исключение из правила. Так что и конкуренции на этом поле очень мало.