30.10.2019 года комиссия Киевсовета по вопросам законности, правопорядка и предотвращения коррупции рассмотрела проект решения “О внесении изменений в решение Киевсовета от 21 июня 2018 года № 979/5043 “Об утверждении Антикоррупционной программы Киевсовета” (08/231-3167/ПР от 24.10.2019 года).
Этот документ на рассмотрение комиссии подал секретарь Киевсовета Владимир Прокопив (фракция “Солидарность”). Сделал он это с большой задержкой: НАПК официально отказалось согласовать эту Программу и рекомендовала внести в нее изменения еще в сентябре 2018 года (более года назад).
В итоге, профильной комиссии столичного горсовета предложили заменить название “Антикоррупционная программа Киевсовета” в тексте во всех формулировках на “Антикоррупционная программа Киевсовета на 2019-2020 года” – уточнить сроки ее выполнения. Также было предложено в новой редакции поменять ряд формулировок, дополнить документ приложением “в части отчета по результатам оценки коррупционных рисков в деятельности Киевсовета” и добавить другие приложения: “факторы коррупционных рисков”, “возможные последствия коррупционных правонарушений” и т.д.
В пояснительной записке к проекту решения отмечается, что внесение изменений в данный документ обусловлено необходимостью устранения недочетов, высказанных НАПК в решении еще от 07.09.2018 года “Об отказе в согласовании (о несогласовании) антикоррупционной программы Киевсовета”.
Сообщается: НАПК установило, что данная программа была разработана с нарушением принципов подготовки антикоррупционных программ органов власти, не включает несколько обязательных составляющих антикоррупционных программ, а “отчет по результатам оценки коррупционных рисков в деятельности органа власти не содержит обязательных составляющих”.
“Поскольку антикоррупционная программа органа власти представляет собой комплекс правил, стандартов и процедур по выявлению, противодействию и предотвращению коррупции деятельности органа власти, то отсутствие периода, на который она принимается, указывает на формальный подход к ее разработке, – также говорится в решении НАПК.
В ходе заседания антикоррупционной комиссии столичного горсовета Марьян Побединский сообщил депутатам, что “с такими изменениями, которые изложены в этом проекте решения, данная программа должна быть согласована”. При этом он ни словом ни обмолвился относительно того, почему его управлению потребовалось больше года для того, чтобы подготовить изменения в несогласованную НАПК Антикоррупционную программу.
В результате, глава антикоррупционной комиссии Киевсовета Олег Бондарчук (фракция “ВО “Свобода”) заявил, что вопрос необходимо изучить глубже – в программу могут быть внесены еще ряд важных и полезных правок. Для наработки этих правок он предложил создать рабочую группу в составе всех членов этой комиссии. “За” такое решение все проголосовали единогласно.
“У НАПК претензии были разные: и технические, и конкретные. Заседание рабочей группы у нас будет в пятницу, и только по его результатам мы сможем давать конкретные выводы и правки”, – заявил Бондарчук.
Напомним, многострадальная Антикоррупционная программа Киевсовета разрабатывалась в течение очень длительного срока.
Документ был вынесен на рассмотрение Киевсовета и утвержден 68 голосами “за” лишь 21 июня 2018 года.
В итоге, появилась Программа, предполагающая в основном проведение тренингов и различного рода семинаров по соблюдению требований антикоррупционного законодательства. Кроме того, в ходе утверждения Программы депутаты не учли ряд важных правок главы бюджетной комиссии Киевсовета Андрея Странникова (фракция “Солидарность”). Уже тогда стало понятно, что утвержденный документ местами не соответствует действующему законодательству, регламенту Киевсовета, а отдельные его пункты попросту невыполнимы.
Несмотря на это, 14 августа 2018 года пресс-служба Киевсовета отчиталась о том, что Антикоррупционная программа Киевсовета вступила в силу. Тогда начальник управления по вопросам контроля,предотвращения и противодействия коррупции Киевсовета Марьян Побединский даже сообщил, что для ее реализации уже разрабатывается некий план мероприятий.
По факту же Киевсовете и КГГА лишь имитируют борьбу с коррупцией и занимаются откровенным “кумовством”.
В частности, начальник управления по вопросам контроля, предотвращения и противодействия коррупции секретариата Киевсовета Марьян Побединский (назначен на эту должность распоряжением мэра Киева 4 апреля 2018 года) де-факто является креатурой секретаря Киевсовета Владимира Прокопива: они земляки и одногодки, Побединский даже некоторое время жил в квартире Прокопива в период своего назначения.
Из ежегодной декларации Марьяна Побединского за 2018 год стало известно, что сейчас он уже съехал от Прокопива и снимает квартиру у некой Мостовой Ларисы Павловны. Отметим, человек с аналогичным ФИО ранее занимал должность (до августа 2019 года) начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Голосеевской районной в городе Киеве государственной администрации (РГА).
Согласно этой декларации, ежемесячная зарплата крайне “полезного” чиновника секретариата Киевсовета составляет около 23 тыс. гривен (до начала работы в столичном горсовете Побединский официально зарабатывал около 2 тыс. гривен в месяц). В текущем году его семья успела обогатиться на 1 млн 371 тыс. гривен за счет продажи недвижимости. В совокупности семья бывшего СБУ-шника Побединского каким-то образом уже имеет сбережения в сумме 80 тыс. долларов и 650 тыс. гривен. Также указано, что его супруга Наталья с детьми Романом и Викторией пользуются жилым домом площадью 81 кв.м. в селе Загвоздье Тисменицкого района Ивано-Франковской области, приобретенном еще в 2004 году.
При этом, в открытом доступе также есть и другая декларация Марьяна Побединского за 2018 год. В этой декларации чиновник вообще не указал никакого жилья – ни собственного, ни съемного – кроме имущественных прав своей супруги Натальи Побединской на квартиру в объекте строительства площадью 65,94 кв.м. В исправленной декларации информация о данных имущественных правах почему-то отсутствует. Также непонятно, почему, отчитываясь в 2018 году при поступлении на должность, чиновник забыл про дом своей семьи в Ивано-Франковской области.
Есть и другие странности – в обеих декларациях за 2018 год Побединский указывает, что подарил своей жене 280 тыс. гривен наличными. Неясно, почему это не повлияло на распределение активов между супругами (в сравнении с декларацией за 2017 год), если годовая зарплата Побединского меньше этой суммы.
“Полезная” деятельность Марьяна Побединского уже неоднократно ранее вызывала у депутатов Киевсовета удивление. Например, весной 2019 года антикоррупционная комиссия Киевсовета раскритиковала малосодержательный отчет о выполнении в 2018 году Антикоррупционной программы Киевсовета. Побединский в ходе доклада не смог ничего внятно объяснить членам комиссии. Только со слов последних выяснилось, что из 37 мероприятий указанной программы было выполнено только 21 мероприятие. Члены комиссии при этом заявили, что чиновник не оправдал их “вотум доверия”.
Напомним также, что Антикоррупционная программа Киевской горгосадминистрации (КГГА) на 2019-2020 годы также была утверждена на 5 месяцев позже требуемого законодательством срока. Документ на выходе тоже, увы, оказался сугубо декларативным: четкого перечня коррупционных рисков, зон повышенной коррупционной опасности и эффективных механизмов преодоления коррупции там так и не удалось обнаружить.