"Спасение Фирташа": Как олигарх избежал экстрадиции в США

19 мая 2020, 14:49
Данному материалу уже 5 лет. Но несмотря на это он все еще очень точно объясняет реалии украинского политикума. А также указывает роль и место политического спрута - Фирташа и его слуг.

Судьба Дмитрия Фирташа решалась 12 часов. Именно столько длилось заседание Земельного суда Вены по делу об экстрадиции украинского олигарха в США. Там ему грозит 50 лет тюремного заключения по обвинению в подкупе индийских чиновников при покупке титановых активов.

Слушание было назначено на 10 утра, но за полчаса до начала под входом в зал уже толпились люди. Чтобы попасть на суд, нужно было пройти два кордона охраны и обыск. В общей очереди стояли все "топы" так называемой "группы RusUkrEnergo", в том числе депутаты Верховной Рады от "Оппозиционного блока", близкие к Фирташу.

Группа сочувствующих

Нардепы Михаил Папиев и Вадим Рабинович бродили по залу и давали комментарии украинским журналистам. В последнем ряду зала скромно сидела Юлия Левочкина, сестра экс-главы АП Сергея Левочкина. В центре занял место Иван Мирный, нардеп и бывший начальник охраны Фирташа.

INSIDER поинтересовался у Рабиновича, почему он здесь. “Я приехал как глава профильного комитета ВР. У меня нет особых отношений с Фирташем, но я возмущен, что украинского гражданина судят за границей, и здесь нет ни одного представителя власти", - сказал Рабинович.

Папиев говорил о дружеских чувствах к миллиардеру: "Я его давний товарищ, приехал поддержать в такой важный день. Я надеюсь, что суд во всем разберется".

Тут же были многолетние партнеры и сотрудники олигарха — директор Group DF Борис Краснянский, директор "Региональной газовой компании", управляющей облгазами, Александр Притыка, руководители Inter Media Group Егор Бенкендорф и Анна Безлюдная, владелец "УкрГазЭнерго" Игорь Воронин и другие.

В зал суда Фирташ пришел вместе с женой Ладой. Миллиардеру пришлось пройти досмотр охраны на общих основаниях, после чего он прошел в отдельное помещение для участников процесса. Лада Фирташ заняла место в "общественной" части зала возле Бенкендорфа и Мирного.

Чуть позднее прибыл еще один друг Фирташа — экс-глава Федерации футбола Григорий Суркис. "Я болею за справедливость. В этом процессе есть признаки несправедливости", - туманно отвечал он на вопросы журналистов.

Перед началом заседания Фирташ и его многочисленные адвокаты заняли свою ложу по левую руку от судьи. Вход миллиардера в зал вызвал ажиотаж среди журналистов, которые торопились запечатлеть проход Фирташа к скамье подсудимых. Впрочем, до самого конца заседания он предпочел с прессой не общаться.

Бауэр напомнил собравшимся суть дела, по которому США запросили у Австрии выдачу бизнесмена. "Группа Фирташа была заинтересована в разработке титанового месторождения в Индии... Для этого необходимо получить лицензию, и в ходе этой процедуры Фирташем и его сотрудниками подкупались (индийские, — ред.) чиновники", - сказал судья. На взятки якобы было потрачено 19 миллионов евро.Спустя несколько минут в зал вошел судья Бауэр. Он сразу же указал на дверь операторам с камерой и строго запретил присутствующим снимать заседание даже на телефоны.

Бауэр рассказал, что первый запрос о выдаче Фирташа был отправлен американцами в Вену 30 октября 2013 года. Однако через несколько дней этот запрос был отозван. Второй аналогичный документ поступил уже 27 февраля 2014, ордер на арест Фирташа был выдан 12 марта, и в тот же день олигарха задержали.

Затем бизнесмен внес залог - рекордные для Австрии 125 миллионов евро, и был выпущен под обязательство не покидать Вену.

Фирташ говорит

Поддержать Дмитрия Фирташа в трудный момент его жизни в столицу Австрии приехало много небезразличных к нему людей: его бизнес-партнер Сергей Левочкин, вице-премьер в правительстве Николая Азарова, Юрий Бойко и прочие.

"Вы знаете, почему США хотят вашей экстрадиции?" - спросил судья Кристофер Бауэр. Фирташ ответил утвердительно. "Вы согласны на экстрадицию?" - задал второй формальный вопрос судья. "Нет. Я считаю, что в деле есть политическая мотивация", - ответил собственник Group GF.

После этого заявления стратегия защиты Фирташа стала понятна. Он и его адвокаты в течение всего заседания настаивали на политических мотивах уголовного преследования олигарха в США и запроса на экстрадицию.

Фирташ попросил суд сначала заслушать адвокатов, а уже потом допросить его. Адвокаты выступали до 16 часов. Их речи были снабжены красочной презентацией, где детально излагались аргументы защиты.

Защитники сразу начали объяснять суду политические мотивы преследования бизнесмена. Датой отсчета стал 2004 год, когда была создана компания "РосУкрЭнерго". Именно тогда, по словам защиты, Фирташ обрел политическое влияние.

В то же время "титанового дела", по которому США и запросили выдачу олигарха, сторона Фирташа коснулась весьма поверхностно. Этому вопросу в течение всего заседания было уделено минимум внимания.

Адвокаты детально объяснили суду все нюансы конфликта Фирташа с Юлией Тимошенко и "газовых войн" между Украиной и Россией в 2005-2006 и 2008-2009 годах.

В презентации адвокатов она была названа "дружественной США". Фирташ же, по словам защиты, представлялся американцам "дружественным России". Его нежелание заключать политический альянс с "проамериканской" Тимошенко якобы стало первым мотивом для преследования в США.

Защита активно использовала опубликованные скандальным сайтом "Викиликс" депеши бывшего посла Штатов в Украине Уильяма Тейлора в Вашингтон, в которых якобы шла речь о необходимости исключения компании "РУЭ" с газового рынка.

Потом адвокаты подошли к более актуальным вопросам борьбы за власть после падения режима Виктора Януковича. Смысл их утверждений сводился к тому, что Фирташ поддерживал в этой борьбе Петра Порошенко и Виталия Кличко, а США — Юлию Тимошенко и Арсения Яценюка.

Странные манипуляции с направлением и отзывом запроса об аресте Фирташа осенью 2013 года защита увязала со встречами экс-президента Януковича с Путиным до первого запроса и представителем Госдепа США Викторией Нуланд, после которой бумага была отозвана.Красной нитью через повествование адвокатов проходили слова "геополитика", "политическая персона" и т.д. По "титановому делу" защита ограничилась утверждением, что один из мотивов преследования — защита интересов США на глобальном рынке титана.

Далее адвокаты долго и пространно объясняли суду, какие именно законодательные акты Австрии запрещают выдачу по политическим мотивам. Всего выступление нескольких адвокатов заняло около 5 часов.

Все это время Фирташ внимательно слушал переводчицу, нашептывающую ему русскую версию речи защиты, и изредка поглядывал в зал. В зале переводом были снабжены только Лада Фирташ и еще пару человек. Остальные не местные пытались продираться через немецкий язык.

После выступления адвокатов для ответа на вопросы суда вновь пригласили Фирташа. В начале допроса он категорически опроверг информацию о даче каких-либо взяток в Индии. "Это абсолютная неправда", - подчеркнул олигарх.

Судья Бауэр спросил его о двух свидетелях, которые дали показания против Фирташа в Штатах. "Эти так называемые свидетели были арестованы в США. С ними работали агенты ФБР. Они им угрожали и говорили: нам нужна эта рыба, нам все равно, правда это или нет, мы должны эту рыбу поймать", - заявил Фирташ.

Затем он также стал детально описывать "газовые войны". "Для меня газ не был геополитикой, а бизнесом. Но в начале января 2006-го Кондолиза Райс заявила, что газ — это геополитика. Думаю, тогда США и начали заниматься мною. Они считали, что я представляю Россию, и меня надо убрать с рынка", - сказал Фирташ.

Олигарх считает, что Америка начала его преследование из-за того, что он не поддержал Тимошенко. "У нас разное видение страны... Я считаю, что Украина должна быть независимой, нейтральной, иметь одинаковые отношения с РФ и ЕС. Она (Тимошенко) так не думает, ей было важно премьерское кресло и президентство", - отметил Фирташ.

"Она мне прямо говорила — отходи от Януковича и поддерживай меня. Ты же понимаешь, что Америка не оставит тебя в покое", - рассказывал бизнесмен подробности своих негласных встреч с Юлией Владимировной перед президентскими выборами 2010 года.

Фирташ прямо заявил, что на этих выборах поддерживал Януковича. По его словам, он верил, что Виктор Федорович начнет реформы в Украине. На вопрос судьи Бауэра, в чем заключалась эта поддержка, Фирташ объяснил ему про коммуникационную силу и влиятельность Федерации работодателей, которую он возглавляет.

Но австрийский судья, судя по всему, потратил некоторое время на изучение украинских реалий. "Вы финансировали Януковича?" - задал Бауэр прямой и честный вопрос. "Нет", - уверенно ответил Фирташ.

"В 2012 году мне стало очевидно, что Янукович не собирается делать никакие реформы. Я подумал, что нужен новый кандидат (в президенты, - ред.) на 2015 год... Я нашел такого кандидата. Это был Виталий Кличко", - прямо заявил Фирташ.

Зал затаил дыхание. Соратники олигарха начали переглядываться между собой. Но Фирташ продолжил открыто излагать секреты политической кухни в Украине последних лет.

"В 2013 году становится очевидным конфликт между Россией и США... В августе 2013 года начались первые серьезные проблемы, Россия остановила украинские грузы и ничего не пускает", - Фирташ перешел к рассказу о событиях вокруг неподписания Януковичем Соглашения об ассоциации с ЕС.

Он рассказал, что как глава ФРУ уговаривал русских пропускать украинские грузы. "Америка заводит против меня уголовное дело и пытается им шантажировать Януковича", - утверждает бизнесмен.

"Октябрь 2013-го. Янукович встречается с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи. 30 октября США подают в Вену запрос о моем аресте. Дальше приезжает еврокомиссия и уговаривает Януковича подписать ассоциацию. Потом приезжает Нуланд", - говорит Фирташ.

По его словам, на встрече с Нуланд 4 октября Янукович пообещал ей три вещи:

- подписать ассоциацию;

- выпустить Тимошенко из тюрьмы на лечение в Европу;

- отдать компании Chevron месторождение газа в Харьковской области.

Фирташ отметил, что это месторождение было нужно американцам, чтобы влиять на газовый рынок. "После этого с меня снимают обвинения", - сказал бизнесмен.

"Что вы советовали Януковичу по вопросу ассоциации с ЕС", - спросил Фирташа судья Бауэр.

"Я советовал посадить за стол переговоров Россию. Я считал, что без этого она работать не будет", - ответил бизнесмен, добавив, что не изменил своей позиции и сейчас.

Дальше Фирташ перешел к рассказу об истории подписания меморандума между Януковичем, оппозицией под гарантии министров иностранных дел ЕС после кровавых событий на Майдане.

"Я все время был в Киеве, только один раз ездил в Париж. Там были встречи с французскими политиками, все понимали проблему и искали выход", - рассказал он, отказавшись называть фамилии этих политиков.

"В Верховной Раде должны были голосовать уменьшение власти Януковича. У оппозиции не было голосов. Перед поездкой в Париж мы провели много встреч с депутатами, в т.ч. от ПР, которые ориентировались на меня. Мы приняли решение, что будем голосовать за это", - отметил Фирташ.

"В Париже меня набрал Янукович. Начал кричать, что я засунул ему нож в спину. Что я физически забрал у него власть", - добавил он.

По словам Фирташа, ему позвонили из Киева и сказали, что надо возвращаться, потому что министры стран ЕС могут уехать, ничего не подписав, Янукович разгонит Майдан, и на этом все закончится.

"Я прилетел и сразу поехал на базу за город. Я не хотел ехать в город, чтобы не попадаться. Ко мне приехал Тигипко, который тогда отвечал за 50 депутатов от ПР. Он рассказал, что оппозиция слаба, и не знает, чего хочет, а министры могут уехать", - вспоминал Фирташ.

Бизнесмен рассказал, что набрал после этого Кличко и попросил организовать встречу Тигипко с двумя другими лидерами оппозиции — Яценюком и Тягнибоком. Такая встреча, по словам Фирташа, состоялась, после чего они с Тигипко досконально обсудили бумагу, которую должны были подписать оппозиция, Янукович и министры ЕС. Фирташ заявил, что Тигипко присутствовал на подписании.

"Почему Янукович убежал?" - неожиданно спросил судья Бауэр.

"Это надо у него спросить. Я считаю, что он трус", - ответил Фирташ. Он добавил, что оппозиция оказалась очень слабой. "Я не учел фактор Тимошенко", - подчеркнул бизнесмен.

"Оппозиционеры пошли на Майдан и объявили то, чего добились, зачитали меморандум. Майдан их не поддержал. Сложно сказать, кто это сделал, но очевидно, что это была провокация. Я думаю, что это Тимошенко. Она понимала, то не попадает в игру. И они сказали, что надо уничтожить Януковича", - рассказал Фирташ.

Он отметил, что после бегства президента образовался вакуум власти, и американцы поддержали партию Тимошенко, Яценюка и Александра Турчинова.

"Была ли у вас встреча в Вене с Порошенко и Кличко?" - спросил судья.

"Да... Я не могу говорить больше, я подписал конфиденциальные обязательства", - ответил Фирташ. Судья заверил бизнесмена, что в рамках процесса он свободен от обязательств.

Но Фирташ отказался обсуждать подробности. "Могу сказать, что мы добились, чего хотели. Порошенко стал президентом, Кличко - мэром", - заявил бизнесмен, и его соратники переглянулись еще выразительнее, чем после заявления о поддержке Кличко.

После обеда суд в режиме видеоконференции допросил Виталия Кличко. Однако во время этого допроса общественность попросили удалиться из зала. О чем говорил мэр Киева австрийскому суду, знают только непосредственные участники процесса.На этом дача показаний Фирташа была окончена. Судья Бауэр объявил часовой обеденный перерыв. Шел 7 час суда.

Украинский десант

А дальше начался "звездопад" свидетелей. Поочередно в суде лично дали показания Леонид Кравчук, Сергей Левочкин, Юрий Бойко, Инна Богословская и Вольфганг Путчек, бывший руководитель "Райффайзен Инвестментс АГ".

Все они давали практически одинаковые показания, в целом подтверждающие сказанное Фирташем и его защитой. Свидетели заявляли, что Фирташ является безусловно влиятельной фигурой в Украине, напирали на авторитет Федерации работодателей и рассказывали о чистоте принципов Фирташа. Временами это утомляло судью Бауэра.

"Я хотел бы рассказать о принципах, которые поддерживает Фирташ. Построение демократии, сильной экономики...", - начал перечислять Левочкин.

"Мы не ведем сейчас украинскую политику", - прервал его судья Бауэр.

Все свидетели-украинцы заявили, что во время Майдана США поддерживали Яценюка, а Фирташ — Кличко, и рассказали о конфликте Тимошенко с Фирташем. Богословская во время допроса использовала свой любимый эпитет "газовая принцесса".

Бойко сказал суду, что Фирташ разъяснял обществу вред газового контракта, подписанного Тимошенко в 2009 году, что повредило Тимошенко на президентских выборах. А Кравчук выразил мнение, что Фирташ стал "предметом геополитических игр".

После допроса Бойко, во время очередного короткого перерыва, в здании суда появился нардеп от БПП Сергей Лещенко. На вопрос о цели визита он ответил: "Я транзитом из Токио летел, решил заехать на процесс".

Наиболее содержательным оказался допрос Сергея Левочкина в части знаменитой "венской встречи" с Порошенко и Кличко перед президентскими выборами 2014 года. Он заявил, что также на ней присутствовал. Но Левочкин, как и Фирташ, сказал суду, что не может раскрывать подробности, ссылаясь на "устное соглашение о конфиденциальности".

"Я знаю, с какой позицией Фирташ шел на встречу. Это объединение демократических кандидатов и победа в первом туре... Объединение (Кличко и Порошенко, - ред.) не давало шансов на победу Тимошенко... В то время был опубликован один из частных разговоров Тимошенко, где она говорила, что нужно разбомбить Россию ракетами", - сказал Левочкин.

На вопрос судьи Бауэра, была ли у Фирташа позиция, что Кличко должен уступить президентство Порошенко, Левочкин ответил: "Да, это так".

По мере того, как свидетели заканчивались, среди группы поддержки Фирташа нарастало напряжение. Воронин, Суркис и Папиев склонились к переводчице Лады Фирташ и напряженно вслушивались в перевод заключительных слов обвинения и судьи.

Особенно эмоционален был Суркис, постоянно призывавший переводчицу говорить громче. Только один раз экс-глава ФФУ отвлекся, глянув в телефон и объявив: "Опа, "Эмполи" выигрывает...".

Смысл речи государственного обвинителя Австрии сводился к тому, что обвинение отдает решение на усмотрение суда. Адвокаты Фирташа еще раз кратко изложили свою многочасовую версию событий. А судья еще до ухода для принятия решения сказал, что видит дело Фирташа "если не полностью, то частично политически мотивированным".

Бауэр объявил еще один перерыв для принятия решения. Фирташ ушел в отдельное помещение в компании Бойко, а группа поддержки бизнесмена и журналисты разбрелись по кулуарам.

"Если суд отпустит Фирташа, это будет очень серьезное решение. Таким образом европейский суд признает, что цитадель демократии - США - занимаются политическим преследованием. А еще суд признает, что все сказанное в зале - правда. И это уже не шутки", - сказал INSIDER один из руководителей Group DF.

В 21:45 судья Бауэр вернулся в зал, в котором после многочасового заседания было уже нечем дышать. "Ходатайство об экстрадиции Фирташа в США не принято", - сразу заявил он.

"Политический расчет не был основой моего решения. Я решал исключительно на основе фактов и обстоятельств дела. Я учел благо украинского народа", - сказал судья Бауэр. "Ай, молодец!" - тихо, но эмоционально прокомментировал Суркис.

"Америка, которая просит правовой помощи, не дает нам подробно изучить дело. Имеющихся фактов недостаточно, чтобы удовлетворить запрос США. Вопросы (поставленные обвинением, - ред.) не являются абсолютно беспредметными, но доказательств недостаточно", - заявил австрийский судья.

В частности, Бауэр подчеркнул, что США так и не предоставили ему протоколы допроса свидетелей, давших показания против Фирташа, ограничившись только некой справкой.

"Все эти данные привели меня к выводу, что это дело, кроме прочего, имеет политическую подоплеку", - отметил судья.

После оглашения решения сторона обвинения заявила, что будет его обжаловать. "Фирташ сможет покинуть страну после вступления решения в законную силу... Я требую, чтобы до этого Фирташ следовал всем повесткам и не покидал Австрию", - добавил Бауэр, закрыл заседание и быстро ушел.

После заседания Фирташ коротко ответил на вопрос, планирует ли он вернуться в Украину: "Да, конечно, но после окончательного завершения процесса в Австрии". А у Левочкина журналисты спросили его мнение о политическом будущем Кличко в свете сенсационных заявлений Фирташа.

"Я убежден, что у Кличко есть политическое будущее. Это один из самых сильных и перспективных политиков", - сказал Левочкин с абсолютно невозмутимым лицом.

Когда группа поддержки Фирташа покидала здание Земельного суда Вены, к Левочкину подошел его соратник по "Оппоблоку" Папиев. "Сегодня большой день, я вас поздравляю! Вы все сделали, чтобы мы победили!" - сказал он.

"Батя, мы старались", - ответил Левочкин, перефразировав знаменитый афоризм супруги бывшего президента Украины Виктора Януковича.