Антиофшорные законопроекты или политическое шоу от БЮТ

25 апреля 2016, 20:19
Только что закончилась рабочая группа в Налоговом комитете, посвященная БЮТовским "антиоффшорным" законопроектам 4380 и 4381.

Только что закончилась рабочая группа в Налоговом комитете, посвященная БЮТовским "антиоффшорным" законопроектам 4380 и 4381. Заседание задумывалось, как собрание экспертов для содержательного обсуждения законопроектов, однако, в середине мероприятия, когда стороны только успели высказать свои базовые позиции, пришла Юлия Владимировна с кучей камер и началось шоу, суть которого свелось к тому, что

  1. БЮТ единственный кто заботится о стране;
  2. Операции с оффшорами нужно просто запретить, а не облагать, как предлагают эксперты комитета;
  3. Нужно дать налоговой новые основания признавать операции с оффшорными компаниями никчемными;
  4. Южанина, вообще не может быть депутатом, т.к. связана с бизнесом президента и оффшорами.

В связи с этим хочется заметить, следующее

1. Юлия Владимировна не имеет никакого морального права так говорить.

  1. Из дела Лазаренко следует, что он как раз работал с такой офшорной страной, как Панама, и выводил туда, свои незаконные заработки.
  2. Панама была исключена из списка оффшорных юрисдикций Кабмином Тимошенко.
  3. Пик вывода средств в оффшоры, согласно собственной пояснительной записки БЮТа, приходятся на времена премьерства Тимошенко, если учесть долларовую инфляцию то возможно, что Тимошенко опередила в этом плане даже Арбузова и Азарова (см. график).

2. Часть положений/идей этих законопроектов действительно можно и нужно имплементировать, прежде всего, это касается вопросов фактического запрета работать с оффшорами политикам и раскрытия информации о наличии долей в оффшорных компаниях.

3. Большинство поднятых в законопроектах вопросов решается посредством совершенствования уже действующего законодательства, в том числе, о трансфертном ценообразовании, создавать параллельную систему налогообложения совершенно ненужно.

4. Введение предлагаемого регулирования бессмысленно, т.к. оно элементарно обходится путем создания двух прокладок в "нормальных" странах (первая в "неоффшорной" стране которая раскрывает, вторая в "неоффшорной" стране, которая информацию не раскрывает, потом оффшор);

5. Часть положений предложенного законопроекта является откровенно зловредными для национальной экономики:

  1. Запрет операций с оффшорными компаниями, вместо их надлежащего налогообложения;
  2. Предоставление ГФС права признавать операции "никчемными" на основании проверки оффшорных деклараций (особенно впечатляет, если учесть, что многие страны подобных документов вообще не выдают, поэтому мы рискуем получить полный ГФСовский произвол);
  3. Запрет купли/продажи иностранной валюты в Украине;
  4. Введение нового дополнительного налога на операции с оффшорными компаниями, по сути дублирующего нормы действующего НК по ТЦО;
  5. И тому подобные ляпы.

И Тетяна Острікова, и Андрій Журжій, и Ніна Южаніна, и Максим Курячий предлагали конструктивные решения, но Юлия Владимировна сказала, что это неприемлемо, т.к. это просто способ слить их прекрасную идею.

Смешнее же всего было с Владимиром Котенко. Он говорил о том, что законопроект БЮТа идет в разрез с предложениями ОЭСР против эрозии базы обложения и вывода прибыли (BEPS). Юля же, не слышав начало его выступления, сказала что вот Котенко правильно сказал, что БЮТовские законопроекты соответствуют предложениям ОЭСР.

В итоге все засмеялись, т.к. стало очевидно, что она не знает сути предлагаемых в законопроекте новаций, т.к. из примеров Котенко, ей показалось, что он говорит о ее законах, а он говорил, повторюсь, о предложениях ОЭСР, которые существенным образом отличаются от того, что предложил БЮТ.