Указ № 314 определяет "Основы государственной политики в области исторического просвещения". Указ пришлось прочесть, и я, как историк, не пожалел об этом. Восьмистраничный текст оказался важным свидетельством глубокого духовного расстройства его составителей и человека, его подписавшего. Он весь сквозит манией величия, болезненными фобиями и безграничными претензиями на обладание истиной в ее полноте.
То, что в 8-м пункте этот указ предполагает "научно-правовое обеспечение противодействия попыткам фальсификации истории" - то есть вводит научную экспертизу с правовыми последствиями для тех, кого эта экспертиза сочтет фальсификаторами - это мелочь, хотя думаю, и она доставит много неприятностей и мне, и коллегам.
Но главное - в ином. Авторы указа предполагают, что они обладают a priori полнотой исторической истины, как когда-то святая инквизиция предполагала, что точно знает, что солнце вращается вокруг Земли, а земля - плоская. Та простая мысль, что любая наука - точная, естественная или гуманитарная всегда находится в развитии, всегда ученые спорят, находясь в поисках истины, и что всегда истина лишь частична в нашем ограниченном сознании - это авторам указа неведомо. Они предполагают судить ученых историков, запрещать и изымать из библиотек их труды, потому что выводы этих ученых расходятся с их собственными. В XXI веке такая претензия на научную истину выглядит не только смешно, она имеет все признаки душевной болезни - мании величия.
Некоторые иные позиции указа свидетельствуют о том же.
Пункт 5 начинается с утверждения: "Россия - великая страна, государство-цивилизация, внесшая огромный вклад в обще-мировое развитие". Всё это - смешные оценочные суждения. С чем сравнивают Россию авторы указа? С Монако или с Францией, с Сан-Марино или с Италией, с Андоррой - или с Испанией, с Макао или с Китаем? Если с Монако или Сан-Марино, то так и скажите. Тогда с вами многие согласятся. Но при сравнении с Францией, Италией, Грецией, Китаем, Римом, Древним Египтом, пятитысячелетней Индией Россия меркнет. Это - вторичная цивилизация, воспринявшая основы культуры от Византии и крайне упростившая их, а потом рецептировавшая с наивностью ребенка при Петре-Екатерине западные формы жизни. Только в XIX веке, и только в периоды порожденные свободой, расцвела действительно выдающаяся русская культура, чтобы угаснуть на родине в пыточной камере большевизма.
Мания величия порой бывает обратной стороной комплекса неполноценности и в указе они явственно вместе. Только очень уязвленный своей неполноценностью человек будет прилюдно объявлять себя великим и свой вклад в жизнь общества - огромным. То же самое можно сказать и о своей родине (слово, как и "отчизна" нормальные русские люди всегда писали со строчной, оставляя прописную государственному официозу извернувшемуся до того, что царское имя писалось всё только прописными, но такой патриотический восторг в России презирали).
Указ желает "противодействовать попыткам умаления подвига народа при защите отечества". Наука не знает ни умаления, ни приувеличения. Она знает только факт. Увы, у любого народа военный подвиг соединен с преступлением. У одних - больше, у других - меньше. Французы превращали в конюшни церкви во время наполеоновских войн, а русские воины в Первую мировую устраивали избиения евреев в Галиции, а во Вторую - изнасиловали около двух миллионов немок, полек, чешек, мадьярок, да и вывезли бесконечное количество вещей, отнятых у мирных жителей. Умаляет это подвиг народа или нет? Надо писать об этом или нет?
Уверен, не только ради исторической правды, но и ради того, чтобы впредь не повторялось такое - писать надо. Мало должно быть писали, и вот - повторилось в Украине в 2022.
Текст навязчиво и многократно говорит о каких-то особых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях русского народа. Об этом вообще любят говорить сейчас с трибун и амвонов.