«Змії, кодло гадюче, як утїчете від суду пекольного?»

11 января 2017, 01:57
Что стоит за показной набожностью политиков?

В переводе П. Кулиша Иисус говорит, как живой человек, в отличие от Синодального. Так вот именно этими словами из заголовка он обратился к лицемерным ханжам своего времени, которые любили публично молиться в людных местах и всячески демонстрировать свою, типа, набожность. 

Самый решительный штурм мест организованного поклонения начинается во времена «больших праздников». Почему-то считается, что поход в храм на камеру положительно сказывается на предвыборном рейтинге. С другой стороны, зачем о такой мелочи думать функционерам соседской тирании?



У меня при этом закрадывается мысль, что криворукие пиарщики наших функционеров просто копируют методы своих запоребриковских коллег. Опять же, им кажется, что храме всегда получается красивая картинка: даже последний проходимец может прикинуться если не святым, то, по крайней мере, раскаявшимся разбойником. Не успели «засветиться» на рождество - не беда, будет еще Иордан и Пасха. Но за всем этим фарисейством просматривается кризис нашей публичной политики, в которой элементы дешевого шоу становятся важнее реального содержания.



Хотя сама по себе логика политикума со столь хрупкими рейтингами понятна. Церковь при всех многочисленных вопросах пока еще имеет положительный баланс доверия в обществе, учитывая высокую формальную религиозность украинцев. Сами попы в обмен на спонсорство или другие преференции не против поддержать какую-нибудь из сторон. Совсем недавно УПЦ МП имела вполне «придворный» статус при Януковиче.



Можно с высокой вероятностью спрогнозировать, что со сменой общественных симпатий будут меняться и медийные симпатии. Зачем далеко ходить? Так за последние годы авторитет военных сильно вырос. Кого из высокопоставленных политиков мы еще не видели в камуфляже? Станут через несколько лет любимыми персонажами фермеры – политики так же полюбят фоткаться с лопатами и граблями на фоне пасторальных пейзажей. С точки зрения политтехнологии тут все логично. В отличие от средневекового монарха, демократический политик должен время от времени напоминать обществу, что он является его органической частью, предъявляя свою идентичность общую с избирателем. Отсюда - необходимо участие в коллективных ритуалах, хождение в народ и другие жесты, продиктованные политическим этикетом. К ним относится и позирование перед публикой, ведь демократический политик не может быть кабинетным затворником. Премьер-министр должен открывать детский садик, а мэр города – лично собирать мусор во время какой-нибудь весенней толоки.



В то же время, все это - лишь дополнение к коммуникации власти и общества, потому что демократическая власть избирается все же для управления общим благом, а не для выполнения ритуалов. Менеджер должен быть дружелюбным и посещать корпоративы, но его профессиональная деятельность не может сводиться к совместным попойкам на работе. Но в Украине именно так и происходит. То, что должно быть данью этикета, является основным содержанием коммуникации политикума с гражданами. Ритуалы и позирование заменили собой все, в том числе - политические программы и отчеты об их выполнении. «Мы с тобой одной крови!» - театрально произносит чиновник, хотя его спрашивали совсем не об этом. Когда обществу (по крайней мере, его прогрессивной части) следует предъявить результаты работы, политикум хорошо поставленным жестом предъявляет свою идентичность, подстроенную на потребности момента.



Конечно, политика никогда не бывает свободной от манипуляций. Однако если в ней, кроме манипуляций, ничего не осталось, дела плохи. Это означает, что власть не подотчетна гражданам, а граждане - в той мере, в которой соглашаются вести диалог в таком стиле - и не требуют той подотчетности. Поэтому успех в украинской политике очень условно коррелирует с достижениями на ниве госстроительства, зато способности шоумена обеспечивают политическое долголетие. Именно поэтому в парламенте ошивается столько стэндаперов, над которыми не властно время. А что поделаешь, если вместо Рузвельта избиратель каждый раз соглашается на Чаплина? Большинство наших сограждан свято уверены, что выборы - это что-то вроде конкурса красоты и выбирать следует того, кто эффектнее себя подаст. В этом смысле, позирование со свечами в храме - лишь одна из обязательных номинаций.



Интересно, что Церкви не решаются препятствовать этому фарисейству. На большие христианские праздники храмы становятся декорациями для популистского шоу и это, кажется, всех устраивает. По крайней мере, громких и недвусмысленных заявлений с осуждением подобных практик не слышно. Возможно, в некоторых церквах верят, что пиар-перформансы со свечами свидетельствуют о конфессиональной лояльность политиков. Но это не более, чем иллюзия. К примеру, 1015-летие Крещения Руси Арсений Яценюк публично отмечал в храме УПЦ КП, а через два года уже колядовал с предстоятелем УГКЦ. И Порошенко, хотя и является прихожанином УПЦ МП, теперь поддерживает идею единой поместной церкви в Украине. Так что надеяться на особую лояльность политиков церквям не надо. А вот последствия дружбы с ними могут быть очень серьезными. УПЦ Московского патриархата уже поплатилась за попустительство популизма известных политических сил. Как оказалось, построенные щедрыми спонсорами храмы могут опустеть, поскольку оттуда массово бегут прихожане, причем иногда - вместе с настоятелями и даже недвижимым и движимым имуществом. А главное, своей бессодержательностью украинская политика заражает и украинских православных-католиков, превращая его в пустой ритуал. Клерикализация, что бы там не мечтали себе клирики, является наступлением государства на церковь, а не наоборот. Яркий пример - Россия, где усиление «православности» идет параллельно с упадком религиозных и общечеловеческих ценностей. И если путинскому режиму действительно вскоре грозит крах, то для русского православия в той или иной форме повторится 1917-й, когда гнилое самодержавие повлекло за собой в пропасть и церковь. Остается надеяться, что это станет полезным примером и для местных церквей.



Мораль: эта показная византийщина (а в этой самой обрядности ничем не отличаются ни УПЦ МП, ни УПЦ КП, ни УГКЦ) является дополнительным барьером между украинцами и цивилизованным миром и сближает с ортодоксальными деспотиями, типа, современной Беларуси или России, и зачем демонстрировать ее лишний раз?