Кавендиш был одним из лучших наездников Европы и автором работы A General Theory of Horsemanship. Считалось, что он объезжал лошадей лучше чем кто бы то ни было еще - к нему приезжали поучиться верховой езде немецкие курфюрсты и французские принцы крови.
Так вот, Декарт и Кавендиш спорили по поводу наличия у животных сознания и интеллекта. Рационалист Декарт отвергал возможность и того и другого. Животные по мнению Декарта были просто машинами, лишенными мыслительных способностей и сознания.
Кавендиш ему возражал:
“Если бы конь действительно не умел размышлять, его было бы невозможно научить ни одному трюку. Дрессировка возможна лишь потому, что конь осознает, за что его поощрили, а за что наказали, и запоминает это. Сохраняя в памяти эти события (а воспоминание - и есть мысль), конь формирует суждение о том, что ждет его, если он поступит так или иначе (а суждение - это тоже мысль). Поэтому он подчиняется дрессировщику не только из страха наказания, но и в надежде получить награду”.
Мне трудно представить себе более крутую иллюстрацию превосходства как индуктивного метода над дедуктивным, так и практика над интеллектуалом.