Русский дятел Шредингера

10 января 2017, 13:54
Что стоит за мультиплицированием фейковых теорий заговора?

После аварии в Чернобыле в среде «заговорщиков» на Западе стала ходить история о том, что русские таким образом пытались скрыть провальный военный проект под условным названием «Дятел». По их мнению где-то в зоне отчуждения находился сверхмощный генератор электромагнитных импульсов, который работал на частоте 10 Герц (почему собственно «дятел» - 10 ударов в секунду) для выведения из строя спутников и прочего навигационного оборудования, но что-то пошло не так…




Сама по себе идея с таким дятлом оказалась очень перспективной с учетом возможности построения такого генератора без особых вложений. В информационной среде гораздо эффективнее генерирования «белого шума» действуют разнообразные теории заговора. Собственно говоря, теория заговора — это перевод английского выражения «conspiracy theory», которое в академический обиход вошло приблизительно в середине XX века. Известный немецко-британский, скажем так, философ Карл Поппер в своем труде «Открытое общество и его враги» впервые попытался его описать как некоторую особенную объяснительную модель, которой пользуются люди. Во всем происходящем вокруг нас, в том, что творится в обществе, в том, что творится вообще в мире, люди видят происки каких-то тайных сил. Это могут быть отдельные группы этнического, религиозного характера, масоны, «сионские мудрецы», те и или иные профессионалы, например, врачи, которые изобрели СПИД и на нас его пробуют, и так далее. Этими силами могут быть целые государства. Вот сейчас, например, у наших соседей очень активно муссируется идея особого американского заговора против России. И, как кажется, очень многие люди искренне верят в стук этого дятла.



Карл Поппер, первый теоретик этой проблемы, высказал следующую мысль. Произошел распад, как он говорит, религиозных предрассудков. Они вытеснены из общественной жизни. А на место сверхъестественных существ, тех богов и демонов, о которых говорит религия, приходят какие-то воображаемые могущественные, но уже человеческие социальные группы. Правда, сейчас религия как бы возвращается в публичное пространство. И мы видим довольно часто, что она с конспирологией очень тесно смыкается. Расскажу об одной конкретной истории — среди многих православных верующих в конце 1990-х началась паника: нельзя принимать индивидуальные номера налогоплательщика, СНИЛС, паспорта с электронными чипами и так далее, кредитные карточки тоже. Эта паника мотивирована конспирологической идеей, согласно которой, где-то там, в недрах Евросоюза, существует компьютер, который называется Зверь, и соответствует он зверю из 13-й главы Апокалипсиса. И вот он постепенно захватывает контроль над человечеством, чтобы потом подчинить его Антихристу.



Что характерно, на Западе таких теорий намного больше, и они представлены в более широком спектре: от луноскептиков до общества плоской Земли и от 9/11 до 666. Но в отличие от, там они занимают умы маргиналов и просто людей творческих и «необычных». Эффект же коллективной паранойи у соседей (хотя папа дяди Федора и говорил, что это только гриппом болеют вместе) приводит к тому, что этот дятел помещается в условную коробку и становится дятлом Шредингера, становясь генератором случайных и непредсказуемых версий событий. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на развитие российской конспирологии в связи с МН-17 или ихним последним Ту-154 и проанализировать с этой точки зрения топ-10 пророссийских блогеров пропагандистской направленности (отсюда, кстати, и наклейки «На Берлин!» на кредитных немецких Опелях, ненависть к начальникам и любовь к Путину и прочая фигня).



К чему я клоню и почему это здесь? Симптомы подобного фейкометства я наблюдаю и у тех, кто стоит по одну сторону баррикад со мной. Пропагандистский угар может, конечно, ненадолго вызвать ненависть к врагу, но когда это всплывает наружу, то даже вполне достойные люди приобретают репутацию людей жалких и ничтожных, как это было в случае со вбросом фейка о том, что сепаратисты запытали до смерти трех наших ребят, которые попали в плен на Светлодарской дуге. Вбросил Семен Кабакаев с подачи эмоционального поста Лилии "Совы" Кравченко, разогнал его знатный фейкомет Мирослав Гай. В результате этого вброса возврат тел погибших ребят, по которым шли переговоры, едва не сорвался. Сепаратисты потребовали освидетельствования Красным Крестом, которое могло затянуться надолго. Именно поэтому не стоит делать перепосты всего подряд, без критического осмысления происходящего, становясь клоном такого же дятла Шредингера.